Тимофеева Н.М. Цифровая грамотность как компонент жизненных навыков

Информация о курсе

Курс “Электронное портфолио как эффективный инструмент оценки цифровой грамотности педагога” – это объяснение того, как цифровые технологии и интернет ресурсы могут изменить принципы организации мониторинга и учета индивидуальных достижений.

Цель курса - формирование профессиональных навыков разработки электронного портфолио как основного инструментария оценки индивидуальных и профессиональных достижений педагогах, основанного на грамотном использовании основного потенциала информационных технологий для решения практико-ориентированных задач профессиональной деятельности.

Ориентируя педагогов на развитие ИКТ-компетентности, мы подробно расписываем возможности компьютерных технологий при учете индивидуальных достижений и педагогических разработок.

Курс поможет слушателям сформировать навыки грамотной организации электронного портфолио, включая технологии учета и мониторинга индивидуальных достижений и организации онлайн хранилища учебных контентов.

Массовые открытые онлайн курсы (МООК) – это живой инструмент общения, познания и повышения профессионализма учителей, поэтому мы пригашаем приглашаем участников педагогического сообщества обязательно пройти этот курс и принять участие в дальнейшем его развитии.

Дополнительная траектория обучения, включающая более полное использование инструментов онлайн взаимодействия, позволит слушателям, имеющим высшее образование, получить удостоверение о повышении квалификации.

Курс разработан при поддержке УДПО Тольяттинского государственного университета.

Формат

Курс реализован на платформе массовых открытых онлайн-курсов Canvas.

Материалы курса автоматически открываются системой по мере выполнения запланированных заданий. Для прохождения последующего материала нужно завершить изучение предыдущего. Слушатель выполняет задания в свободном режиме (в любое свободное время).

Курс содержит большое количество иллюстративного и видео материала, практических заданий, которые выполняются факультативно и не влияют на итоговую оценку за курс.

Темы сопровождаются тестовыми и творческими заданиями на обработку полученных знаний.

В конце курса слушатели выполняют итоговый тест, включающий вопросы по всем изученным темам.

Информационные ресурсы

1. Онлайн-платформа «Canvas canvas.instructure.com

2. Педагогическое интернет-сообщество УчПортфолио.ру www.uchportfolio.ru

Программа курса

Модуль 1. Цифровая грамотность современного педагога

  • Цифровая грамотность педагога и ее компоненты.
  • Цифровое потребление для учителя.
  • Цифровая компетенция и ее виды.
  • Цифровая безопасность и ее структура.
  • Дорожная карта цифровой грамотности учителя.
  • Инструменты оценки цифровой грамотности педагога.


Модуль 2. Электронное портфолио как способ отражения индивидуальности и профессиональных достижений педагога

  • Электронное портфолио для педагога.
  • Кому и зачем нужно портфолио учителя?
  • Структура электронного портфолио.
  • Инструментальные средства создания электронного портфолио педагога.
  • Технология создания электронного портфолио педагога.
  • Оценка электронного портфолио педагога.
  • Преимущества и недостатки электронного портфолио педагога.
  • Цифровая грамотность в создании электронного портфолио педагога.

Результаты обучения

В результате обучения на курсе «Электронное портфолио как эффективный инструмент оценки цифровой грамотности педагога» обучающийся получит следующие умения и опыт:


Умения:

  • ориентироваться в многообразии цифровых технологий и интернет ресурсов для профессиональной деятельности педагога;
  • использовать цифровые технологии и интернет ресурсы для организации учета индивидуальных достижений;
  • применять инструменты создания электронного портфолио для организации мониторинга и оценки рейтинговой оценки педагога.

Опыт:

  • работы с электронными и интернет ресурсами образовательных контентов;
  • создания элементов электронного портфолио педагога для мониторинга и оценки рейтинга инструментами цифровых технологий.


Формируемые компетенции (результат)

  • готовность применять концептуальные основы формирования цифровой грамотности в профессиональной деятельности педагога;
  • способность разрабатывать электронное портфолио инструментальными средствами.

Цифровая грамотность педагога как основа создания единого информационного - образовательного пространства

Н.В. Свирина, Кемеровская область, город Полысаево

В XXI веке обучение без информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) немыслимо. Важную роль играет цифровая грамотность педагога - качество, которое включает в себя: уверенное пользование персональным компьютером; наличие электронного адреса и обмен как с коллегами по работе, так и с обучающимися; использование в своей преподавательской деятельности технологий электронного обучения; систему заданий по каждому предмету, которые обучающиеся выполняют в электронном виде; наличие и постоянное обновление преподавателем своего электронного ресурса по каждому предмету, который он ведёт; ведение электронного журнала учета результатов выполнения заданий, который всегда доступен для студентов; использование облачных и, по возможности, мобильных технологий.

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью.

Современные практические навыки – это сложная система знаний, умений, навыков и мотивационных факторов, которые необходимо развивать в соответствии с конкретными областями деятельности. Наиболее важна цифровая грамотность для пользователей ИКТ, профессионалов электронного бизнеса и специалистов в области ИКТ.

Навыки пользователя ИКТ должны быть освоены всеми гражданами общества, основанного на знаниях, они включают умение:

Эффективно выбирать и применять информационные системы и ИКТ устройства;

Использовать общедоступное программное обеспечение в повседневной жизни;

Использовать специализированные ИКТ средства и инструменты для работы;

Гибко адаптироваться к изменениям инфраструктуры и прикладных ИКТ инструментов.

Навыки профессионала в сфере электронного бизнеса представляют собой способности, необходимые для использования возможностей этого вида деятельности на базе Интернета.

Навыки специалиста в области ИКТ требуют высокого уровня специальных знаний, необходимых для того, чтобы:

Исследовать, развивать и совершенствовать инструменты ИКТ;

Управлять, производить, обеспечивать маркетинг и продавать ИКТ инструменты и услуги;

Консультировать, внедрять и устанавливать прикладные программы на основе ИКТ;

Обеспечивать работу, администрирование и поддержку, оказывать сервисные услуги при применении ИКТ.

Уровень медийной грамотности педагогов может заметно варьироваться в зависимости от наличия возможностей использования медиасреды..

Стартовый уровень МИГ можно классифицировать следующим образом:

Элементарный уровень: навыки чтения и письма отсутствуют, языковые навыки очень слабо развиты, как и базовые знания в области технологий использования медиа; ограниченные возможности или полное отсутствие возможностей для использования медиа дома.

Базовый уровень: умеренно развитые навыки чтения и письма; наличие опыта использования медиа технологий (электронной почты, навигация в Интернете, общение онлайн); возможность использования медиаресурсов дома.

Продвинутый уровень: развиты навыки чтения и письма, опыт самостоятельного использования медиа (видео, телевидение, радио); обширная практика использования разнообразных технических устройств; возможность использовать разнообразные медиаресурсы дома.

Информационная грамотность педагогов и учащихся красной нитью проходит через концепцию новых образовательных стандартов. "Резко возросла информированность детей. Если раньше школа была основным источником получения ребёнком информации о мире, человеке, обществе, природе, то сегодня СМИ оказываются существенным фактором формирования у детей картины мира. Негативные последствия информационного шока должны нейтрализоваться позитивным, развивающим потенциалом информационной среды. Уже на первой ступени обучения система образования должна в полной мере использовать новые возможности - информационный потенциал Интернета, различные дистанционные формы обучения и другие".

Образование, полученное в начальной школе, является базой, фундаментом всего последующего обучения. В том числе это касается и того, как мы научим младших школьников владеть информацией: знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, отбирать правильно (в соответствии с темой и задачей) информацию, грамотно оформлять и представлять отобранный материал, то есть речь идёт об информационной компетентности учеников.

Под термином "информационная грамотность" понимается совокупность умений работы с информацией (сведениями). Эти умения формируются на уроках по предметам, на факультативах, в кружках и применяются при выполнении заданий, предполагающих активные действия по поиску, обработке, организации информации и по созданию своих информационных объектов, например, при работе над проектами.

Умения, относящиеся к информационной грамотности, ученики могут осваивать на любых уроках, факультативах, в кружках при выполнении некоторых видов заданий.

Таким образом, от современного учителя требуется найти и применить формы, методы и приёмы учебной деятельности, максимально способствующие формированию информационной грамотности обучающихся. Для решения этой задачи возможно применение методов и приёмов проектно-исследовательской деятельности, уже прочно вошедшей в современный учебно-воспитательный процесс. Обладая широкими интеграционными возможностями, проектно-исследовательская деятельность способствует также формированию универсальных учебных действий, определённых новыми образовательными стандартами. "Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности".

Формирование вышеперечисленных умений, связанных с информационной грамотностью учащихся, будет иметь больший успех при тесной взаимосвязи компонентов учебного процесса, воспитательных мероприятий и дополнительного образования.

Для того чтобы соответствовать всем требованиям современного мира каждому педагогу необходимо внедрить в работу ОУ программный продукт, который будет включает в себя:

    модуль коммуникации (сайт, почта, форум, доска объявлений);

    электронное расписание;

    модуль тестирования;

    возможность создания коллекций электронных ресурсов;

    модуль дистанционного обучения;

    электронные журналы, отражающие не только выставление оценок, но и учет посещаемости;

    модуль информационного контроля питания учащихся;

    модуль библиотеки;

    модуль дополнительных образовательных услуг.

Кроме того все участники учебно-воспитательного процесса получат единую среду обмена информацией в рамках ОУ (доска объявлений, каталог школьных ресурсов, механизм портфолио, внутренняя электронная почта, форум, список именинников и т.п.), что улучшает взаимопонимание и сотрудничество, создаёт открытую, комфортную атмосферу.

Плюсы при использовании данной информационной среды и как следствие создания единого информационного пространства в ОУ очевидны:

    Информационная пропаганда деятельности школы затрагивает все основные аспекты деятельности школы и управляема нами.

    Значительно повышается самооценка учителя.

    Открытость образовательной системы для родителей значительно повышает доверие их к школе и статус самой школы.

    Возможность ежедневного контроля за ребёнком со стороны родителя в системе on-line повышает их ответственность за воспитание и обучение ребёнка.

    Создание единой информационной среды позволяет анализировать, прогнозировать, корректировать процессы жизнедеятельности школы в ускоренном темпе. Время принятия решений значительно сокращается.

Основными результатами информатизации системы школьного образования должны стать:

    Повышение показателей обученности учащихся

    Более полная реализация концепции личностно-ориентированного образования

    Осуществление учителями обучения учащихся на основе современных педтехнологий.

    Повышение информационной и общей культуры учащихся и педагогов.

    Свободное общение учащихся и педагогического коллектива на специализированных сайтах в Интернете, с помощью электронной почты.

    Появление, закрепление и развитие общественной потребности в непрерывном образовании, адаптирующейся к изменениям социально-экономической ситуации, поддерживаемой ресурсами информационно-образовательного пространства.

Уверены, что успешному и скорому достижению данных результатов будет способствовать создание и развитие единого информационного пространства образовательного учреждения.

Цифровую грамотность следует развивать в связи с общими задачами образования: если использование ИКТ является базовым навыком, оно должно быть включено в школьную программу. Представляется, что цифровая грамотность оказывает благотворное воздействие на формирование других базовых навыков и компетентностей учащихся. Постоянно растет объем национальных и международных свидетельств позитивного влияния цифровых технологий на общие измеряемые результаты обучения.

Цифровая грамотность способствует успешному обучению: учащиеся легче получают доступ к информации по мере того, как растет объем баз данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступ по сравнению с работой с традиционными, бумажными ресурсами обучения. Компонентом цифровой грамотности является и управленческая информация, предоставляемая учащимся и используемая ими в частной жизни, когда они вступают в онлайн сообщества и работают с различными сетями. С другой стороны, интегрированная и оценочная информация становится частью навыков, осваиваемых в классе, когда учитель выступает как эксперт по оценке информации, показывая ученикам различия между надежными и бесполезными цифровыми ресурсами.

Наиболее важны компоненты цифровой грамотности общие для будущих пользователей компьютера и профессионалов в области ИКТ – доступ, управление, оценка, интеграция, создание и коммуникационный обмен информацией в индивидуальной или коллективной работе в сети, поддержка компьютерных технологий, веб-среда для обучения, работы и досуга. Эти навыки напрямую связаны с базовыми компетенциями; следовательно, цифровая грамотность так же насущна, как и традиционная грамотность – чтение и письмо, математические навыки и управление социальным поведением. Ниже показано соотношение компонентов цифровой грамотности и базовых компетенций.

Доступ к информации определяется как идентификация информационных источников, а также освоение способов сбора и получения информации, что является одним из базовых компонентов грамотности. Цифровая среда значительно увеличивает объем потенциальных источников знаний. Однако поиск информации в этой среде требует более изощренных навыков по управлению информацией. При использовании Интернета не всегда возможно применить существующие традиционные организационные или классификационные схемы для оценки содержания источника. Например, книги и журналы могут оцениваться по репутации их издателя, но большинство веб-сайтов не имеет указаний на то, что они созданы уважаемым учреждением, заслуживающим доверия. Оценка информации (вынесение суждений о ее адекватности, актуальности, пользе, качестве, релевантности или эффективности) играет здесь особую роль. Способность определить авторитетность или время создания источника информации, полученного онлайн, предполагает наличие навыков цифровой грамотности, которые человек может приобрести лишь в результате обучения и практического опыта. Таким образом, управление информацией стало насущной частью программ формирования цифровой грамотности, которая, в свою очередь, опирается на другие виды грамотности и обеспечивает учащихся инструментарием для их развития.

Интеграция – еще один навык, связанный с базовыми компетенциями. В случае цифровой грамотности этот навык предполагает интерпретацию и репрезентацию информации с использованием инструментов ИКТ. Самая трудная задача – научиться синтезировать, суммировать, сравнивать и выявлять противоречия в информации, получаемой из разнообразных источников. Интеграция требует решения определенных технических задач: зачастую разные типы данных должны обрабатываться одновременно.

Следовательно, для процесса интеграции необходима и визуальная, и вербальная грамотность, чтобы сопоставлять и увязывать друг с другом тексты, таблицы и изображения. Учебные программы, сформированные с встраиванием ИКТ в конкретные учебные дисциплины, приобретают в этом контексте особую ценность и ориентированы на междисциплинарный подход.

Создание новых знаний – ключевая задача всех основных видов грамотности. Аналогичным образом построение новой цифровой информации путем адаптации, применения компьютерных программ, дизайна, изобретения или разработки авторских материалов также составляет ядро цифровой грамотности. Владение ИКТ входит в число первейших технических навыков, способных поддерживать процесс творчества. ИКТ стимулируют формирование новых методов творчества и жанров в науке и искусстве.

Наконец, коммуникации представляют собой важный компонент основных видов грамотности, который радикально изменился в цифровую эпоху. ИКТ обеспечивают более быструю передачу информации и более убедительную ее презентацию для более широкой аудитории, чем могли предоставить любые прежние средства коммуникаций. Цифровая грамотность может поддерживать другие виды грамотности, предоставляя наиболее адекватный и удобный канал коммуникации с целью адаптации и предоставления информации во множестве социокультурных контекстов.

Для того чтобы развить у учащихся навыки, адекватные XXI веку, работники образования должны научиться уверенно использовать ИКТ и интегрировать цифровую грамотность с другими своими профессиональными компетентностями в жизни. Молодые преподаватели, родившиеся уже в цифровую эру, могут стать хорошим примером таких специалистов, активно использующих ИКТ, но пока не обязательно обладающих достаточной грамотностью для применения ИКТ в учебном процессе. Цифровая грамотность преподавателей должна включать в себя знания и навыки в области образовательной политики и этики применения ИКТ, они должны следить за темпом инноваций в цифровом образовании. Цифровая грамотность преподавателей должна включать в себя способность эффективно использовать ИКТ в обучении, профессиональном развитии и организации учебной деятельности, разнообразные комплексы навыков, необходимых в этих сферах.

1. Цифровая грамотность служит катализатором развития, содействует самообразованию и приобретению других важных жизненных и профессиональных навыков.

Цифровая грамотность учителя объединяет важные группы навыков: компьютерная грамотность включает и пользовательские, и специальные технические навыки в области компьютеров, ИКТ грамотность (набор пользовательских навыков для использования сервисов и культурных предложений), информационная составляющая (способность находить оптимальные решения, получать, выбирать, обрабатывать, передавать, создавать и использовать цифровую информацию), что чаще всего используют учителя в своей профессиональной деятельности.

Цифровая грамотность дает возможность педагогу продолжать обучение в удаленном режиме, уделять время не только рутинному, зачастую монотонному изучению материала, но и самостоятельное, более гибкое, интегрированное обучение.

2. Оценка цифровой грамотности педагогического состава нашего учебного заведения находится на достаточно высоком уровне.

Я работаю в МБОУ СОШ №14 г. Пушкино,Московской области. В тесном сотрудничестве с Московской областной библиотекой, которая находится рядом со школой и так как открытие новой школы было осуществлено в ноябре 2014 года, в которой все классы оснащены компьютерами и мультимедийными досками, что способствует успешному обучению учащихся.

Обучающиеся легче получают доступ к информации по мере того,как растет объем баз данных цифровых хранилищ, а это упрощает доступно сравнению с традиционными, бумажными ресурсами обучения.Компонентом цифровой грамотности является и управленческая информация, предоставляемая обучающимся и используемая ими в частой жизни, когда они вступают в онлайн сообщества и работают с различными сетями.

С другой стороны, интегрированная и оценочная информация становится частью навыков, осваиваемых в классе, когда учитель выступает как эксперт по оценке информации, показывая обучающимся различия между надежными и бесполезными цифровыми ресурсами. Самая трудная задача- научить обучающихся синтезировать, суммировать, сравнивать и выявлять противоречия в информации, получаемой из разнообразных источников.

3. Характеризуя принципы становления новой школы, можно выделить несколько основных векторов изменений в учительско-ученических отношениях.

  • увеличение самостоятельности и ответственности учеников за результат образовательной деятельности;
  • расширение круга источников знаний и учебной информации;
  • индивидуальный труд превращается в совместную деятельность;
  • образовательное пространство расширяется, выходит за пределы классной комнаты;
  • учитель не знает и не должен знать всех ответов;
  • оценка учителя все в большей степени сменяется самооценкой школьников, их взаимной, а также автоматизированной оценкой.
  • уходят в прошлое традиционные инструменты учебной работы;
  • учителя начинают связывать свой профессиональный рост не с углублением и расширением знаний по школьному предмету, а с совершенствованием общепедагогических навыков, знаний и умений.

4. Факторы, сдерживающие развитие цифровой грамотности учителя (в сравнении).

Преимущества: систематический характер воздействия на учащихся; знание психолого- педагогических особенностей возрастных групп учащихся, владение широким спектром современных форм и методов обучения; владение инновационными педагогическими технологиями.

Недостатки: отсутствие представления о многообразии информационных ресурсов; слабое владение алгоритмами информационного поиска; незнание методов аналитико- синтетической переработки информации; слабое владение технологией подготовки информационных продуктов.