Процесс адаптации сотрудника. Приложение навыки работы с компьютером

Что такое адаптация сотрудника на рабочем месте? Это ознакомление человека с новой компанией и изменение его поведения в соответствии с требованиями и правилами организационной культуры. Наиболее эффективной является активная адаптация новичка с использованием организационных мероприятий и социально-психологических методов…

Приняв нового сотрудника на испытательный срок, нельзя его бросать на произвол судьбы - «работай, как знаешь». Новичка необходимо ознакомить с ценностями организации, ее историей, принятыми стандартами поведения и деятельности, правилами микроротации. Нового работника представляют коллегам, помогают сориентироваться в ситуации. Очень важно, чтобы человек чувствовал поддержку и заинтересованность организации в нем, в его способностях.

Вхождение нового сотрудника в коллектив происходит постепенно. На всех этапах необходимы внимание и помощь со стороны руководителей. Управление адаптацией - это активное воздействие на факторы, влияющие на работоспособность человека, предупреждение неблагоприятных последствий.

В компании «Пальмира-Рута» процедура адаптации нового сотрудника состоит из нескольких основных этапов (приложение 1 ). Она разрабатывается службой персонала; за ее реализацию отвечают линейные руководители.

Приложение 1

Календарь адаптации нового сотрудника
в ООО СП «Пальмира-Рута»

Первый рабочий день в центральном офисе

1. Оформление в отделе кадров ООО СП «Пальмира-Рута» в соответствии с Положением о приеме на работу в компанию.
Новый сотрудник в обязательном порядке подписывает документ о неразглашении коммерческой тайны и конфиденциальной информации.

2. Собеседование с менеджером по персоналу.
Менеджер по персоналу рассказывает новичку о направлениях деятельности компании, о ее сотрудниках и партнерах; вручает буклет «Справочник сотрудника компании «Пальмира-Рута», комментирует его, рассказывает о структуре компании. Оговариваются следующие моменты:

    продолжительность рабочего дня;

    требования к внешнему виду сотрудника;

    перерыв на обед;

    организация питания;

    регламентированные перерывы на чай/кофе и отдых;

    использование телефона в личных целях;

    политика компании в отношении сверхурочных работ;

    сроки и порядок выплаты зарплаты.

3. Представление новичка сотрудникам офиса.

4. Беседа нового работника с непосредственным руководителем.
Обсуждается круг задач, которые входят в компетенцию новичка, его должностные обязанности согласно должностной инструкции; функции других сотрудников отдела; порядок взаимодействия с руководителем (приемные часы, круг вопросов). Руководитель знакомит новичка с принятыми в отделе методами планирования, отчетности и контроля, назначает наставника из числа опытных работников отдела. Рассматривается план вхождения в должность. Обговаривается порядок взаимодействия с другими отделами.

5. Знакомство с рабочим местом и коллегами отдела. Уточнение расположения рабочего места, его технической оснащенности и комплектации.

6. Знакомство с сотрудниками других отделов, с которыми новый работник будет взаимодействовать по роду своих обязанностей.

Первый рабочий день продавца в магазине (торговые сети «Монарх», Brooks)

Введение в должность проходит в четыре этапа, длительность каждого - одна смена.

I этап (первая смена) - подготовительный. Первый рабочий день.
Задача - детальное ознакомление с деятельностью компании.

Получение информации о компании «Пальмира-Рута», ознакомление с порядком и условиями работы:

    история организации;

    продукция и услуги;

    структура управления (включая имена руководителей, расположение отдельных подразделений);

    условия труда - установленный рабочий график, отпуска и выходные, льготы для сотрудников;

    элементы корпоративной культуры;

    требования к оформлению базовых документов компании;

    постановка целей;

    создание мотивации (возможности увеличения заработной платы, повышения квалификации, должностного роста).
    Ответственное лицо: управляющий магазином.

Ознакомление с подразделениями и рабочим местом сотрудника:

    представление коллегам;

    объяснение распорядка дня;

    изучение должностной инструкции;

    ознакомление с производственными функциями и особенностями работы магазина;

    ознакомление с документами, регламентирующими производственный процесс.
    Ответственное лицо: управляющий магазином.
    Подготовкой пакета базовых документов занимается служба персонала.

Ознакомление с организацией взаимодействия подразделений компании:

    перечень отделов, с которыми новому сотруднику нужно взаимодействовать в процессе работы;

    технология взаимодействия подразделений (письменная или устная форма, документы и особенности их оформления, сроки);

    возможные сложности производственного процесса;

    механизмы решения проблем;

    прецеденты.
    Ответственное лицо: управляющий магазином.

Второй и третий дни - работа по плану, в конце смены предоставляется отчет. Управляющий магазином подводит итоги работы во время первой ознакомительной смены и доводит информацию до нового сотрудника.

II этап (вторая смена) - начальный период.
Задача - практическое освоение новичком его обязанностей и требований, предъявляемых администрацией к данной должности.

Подведение итогов. В конце смены управляющий дает первичную оценку соответствия заявленных знаний тем реальным умениям и навыкам, которые имеются у новичка; дает рекомендации новому сотруднику.

III этап (третья смена) - период приспособления.
Задача - включение нового сотрудника в производственный процесс и адаптация к правовым, социальным и организационным требованиям компании; установление межличностных отношений.

Подведение итогов. Управляющий оценивает результаты работы, акцентируя внимание на социально-психологических аспектах: вхождение в коллектив; установление отношений с коллегами; восприятие новой информации; адаптация к новым требованиям, не совпадающим с предыдущим опытом; реакция на критические замечания и т. п.; при необходимости помогает новому сотруднику установить нормальные межличностные отношения.
Ответственное лицо: управляющий магазином.

IV этап (четвертая смена) - завершение периода введения в должность.
Задача - стабильная работа сотрудника.

Новичок действует в пределах своей компетенции согласно плану на смену. В конце смены руководитель подводит итоги периода адаптации и доводит информацию до нового сотрудника и службы персонала.

Основные этапы адаптации

Оценка уровня подготовленности нового работника. На этом этапе происходит определение непривычных для новичка ситуаций и вариантов решения типовых задач.

Ориентация. Практическое знакомство нового работника с обязанностями и требованиями, предъявляемыми к нему со стороны организации.

Действенная адаптация. Приспособление новичка к своему рабочему месту, включение в межличностные отношения с коллегами.

Функционирование. На завершающем этапе адаптации сотрудник полностью осваивает требования к своему рабочему месту (в том числе налаживает межличностные отношения) и приступает к работе в «расчетном режиме».

Оценка работника после прохождения испытательного срока проводится на завершающем этапе - определяется, насколько новый сотрудник освоил требования к работе. На основании этой оценки принимается решение об окончании испытательного срока и даются рекомендации по дальнейшему обучению.

Технология эффективного управления адаптацией предполагает составление соответствующего алгоритма, определение способов и методов воздействия на процесс адаптации, качественных и количественных показателей, позволяющих контролировать степень включения нового работника в коллектив. Успешность адаптации зависит от многих факторов, в том числе от особенностей производственной среды и самого человека.

Для оценки психофизиологических аспектов адаптации целесообразно использовать сравнение производственных показателей нового сотрудника (выработка, энергозатраты) и показателей его здоровья при выполнении типичных производственных операций. В качестве контрольных используются средние показатели по компании/подразделению (процент выполнения производственного плана, брака, рекламаций, жалоб клиентов и пр.).

Для оценки социально-психологических аспектов адаптации нужно исследовать уровень удовлетворенности работника новой производственной средой, взаимоотношениями с коллегами, новым статусом и связанными с ним возможностями. Сравнение полученных данных позволит эйчару корректировать ход процесса адаптации нового сотрудника.

Рассмотрим процесс прохождения новичком испытательного срока (ИС). Цель ИС - оценить результаты работы, определить его соответствие требованиям компании, выявить способности и потенциал.

Продолжительность ИС в нашей компании - один месяц для продавцов, администраторов, технических работников и до трех месяцев - для административного, коммерческого и хозяйственного персонала. ИС более трех месяцев не допускается. Ответственность за организацию ИС несут непосредственные руководители новых сотрудников на должностях административного, коммерческого и хозяйственного профиля, и управляющий магазином - для сотрудников магазина.

Непосредственный руководитель должен поставить работнику на период ИС четкие задания, обязательно определить ожидаемый результат. Отметим, что в нашей компании новому сотруднику выдается «План работы на испытательный срок», разработанный совместно руководителем, отвечающим за новичка, и эйчаром. (Копия этого документа подшивается в личное дело сотрудника.) По завершении ИС непосредственный руководитель оценивает результаты и принимает соответствующее решение. В случае положительной оценки результатов прохождения ИС оформляется документ «Утверждение кандидата в должности», который передается в службу персонала.

Начало работы. Кандидат приступает к деятельности после ознакомления со своим личным планом работы на ИС, с соответствующим приказом и после оформления необходимых документов. С момента подписания руководителем приказа о зачислении на работу кандидат получает статус сотрудника компании на испытательном сроке.

Оформление документов проводит менеджер по кадрам. Информация о выходе новичка на работу (с фотографией, указанием Ф.И.О. и должности) рассылается всем сотрудникам по корпоративной почте, а также вывешивается на доске объявлений. Изменения в организационную структуру компании, связанные с поступлением новичка, вносятся в течение пяти дней после начала его работы.

В первый день прохождения ИС менеджер по персоналу представляет работника сотрудникам компании и определяет, где новичок имеет право находиться и с кем контактировать; проводит инструктаж.

План прохождения испытательного срока. Как уже отмечалось, ИС работника в компании проходит по индивидуальному плану (приложение 2 ). План разрабатывается непосредственным руководителем нового сотрудника и согласовывается с руководителем функционального подразделения. В план включается программа обучения новичка, практические и профессиональные задания на ИС. В этом документе могут предусматриваться индивидуальные «контрольные точки» - зачеты, тестирования и прочие формы контроля.

План работы на испытательный срок
____________
Ф.И.О. сотрудника, должность, подразделение
Испытательный срок _______ месяц(ев)

Обучение во время испытательного срока состоит из теоретических занятий и выполнения обязательных практических заданий. Программа прохождения испытательного срока включает ежедневную, еженедельную и ежемесячную оценку сотрудника непосредственным руководителем:

    имеющихся и приобретенных в процессе обучения знаний, умений и навыков;

    основных психологических качеств кандидата, в том числе соответствие их ценностям корпоративной культуры и требованиям занимаемой должности;

    результатов выполненных заданий.

Ответственность за объективность контрольных мероприятий несет непосредственный руководитель новичка.

Оплата труда во время ИС. Оплата труда работника во время прохождения ИС составляет 80% от установленной ставки заработной платы на данной должности. После успешного прохождения ИС размер оклада определяется на основании установленного уровня квалификации и оговаривается на календарный год работы в компании. Его пересмотр возможен один раз в полгода (перед началом сезона). Исключение - изменение размера оклада в случае перевода сотрудника на другую должность либо при выполнении дополнительных функциональных обязанностей, не предусмотренных должностной инструкцией.

Компания оставляет за собой право вносить изменения в порядок оплаты для каждой должности индивидуально. Изменения регламентируются положением «Представление на выплату бонуса».

Программа работы по адаптации сотрудника на период ИС. Оценка успешности прохождения сотрудником испытательного срока определяется по двум критериям:

1. Эффективность работы. Выполнение плана работы на период ИС контролируется непосредственным руководителем. Он составляет календарь встреч с новичком (первая неделя - каждый день в конце рабочего дня, вторая неделя - один раз в два дня). Цель этих встреч - координация работы нового сотрудника, выявление его сильных и слабых сторон, мотивация к достижению высоких результатов в работе («мышление в рамках результата»).

2. Эффективность адаптации. Заключение о степени эффективности адаптации дается менеджером по персоналу. Эйчар составляет календарь встреч с новичком (первая неделя - каждый день, после общения с непосредственным руководителем; вторая неделя - один раз в два дня, на следующий день после встречи с непосредственным руководителем). Цель этих встреч - помочь новичку быстрее адаптироваться в коллективе, а также определить его сильные стороны, мотивацию, потенциал, наметить план развития.

Иногда мы применяем метод социометрии: сотрудники, с которыми новичок работал и общался во время испытательного срока, анонимно оценивают его по разработанной службой персонала схеме. Результаты такой оценки помогают эйчару понять, наладил ли новый работник отношения с коллегами, насколько успешно справился с трудностями процесса адаптации.

После прохождения новичком ИС непосредственный руководитель заполняет лист оценки работника. Менеджер по персоналу тоже дает свою оценку успешности адаптации, представляет заключение (в том числе и по результатам социометрии).

Аттестация по результатам ИС. В конце ИС проводится заключительная аттестация работника и принимается решение о допуске его к самостоятельной работе, либо о прекращении трудовых отношений. Форма проведения аттестации определена в «Положении об аттестации персонала».

В состав аттестационной комиссии для менеджеров низшего и среднего звена включаются специалисты, принимавшие участие в обучении кандидата; для топ-менеджеров - руководитель подразделения, в котором планируется работа кандидата и/или директор соответствующего департамента, генеральный директор, Совет директоров. На аттестации могут присутствовать другие должностные лица, приглашенные генеральным директором и/или директором по персоналу.

Во время аттестации рассматриваются выполнение плана прохождения ИС, результаты работы новичка за отчетный период, а также обсуждаются дальнейшие планы по выполнению им поставленных задач (приложения 3, 4 ), повышению квалификации.

Приложение 3

Личный план
профессионального и служебного развития

Ф.И.О. ______________________________ Подразделение ______________________________
Должность ______________________________ Руководитель ______________________________

1. Опишите, пожалуйста, те качества, навыки и знания, которые необходимы специалисту на Вашем рабочем месте для наиболее продуктивного выполнения своих должностных обязанностей, и оцените степень развития этих навыков у Вас по пятибалльной шкале, где 5 - отлично, 4 - хорошо, 3 - удовлетворительно, 2 - неудовлетворительно, 1 - плохо.

Знания

Оценка

Умения

Навыки

2. Опишите, пожалуйста, как Вы видите свое место в компании в перспективе. Каких знаний и навыков не хватает Вам в настоящее время, чтобы продуктивно работать на этом месте?
________________________________________
________________________________________
________________________________________

3. Планируете ли Вы более полно овладеть указанными выше знаниями и навыками? Каким образом и в какие сроки Вы собираетесь эти планы осуществить?
________________________________________
________________________________________
________________________________________

4. Опишите, пожалуйста, Ваши планы по дальнейшему профессиональному развитию, а также укажите срок, который Вам для этого понадобится.
________________________________________
________________________________________
________________________________________

5. Оцените, пожалуйста, по пятибалльной шкале (1 - совершенно не влияют, 2 - слабо влияют, 3 - оказывают определенное влияние, 4 - оказывают заметное влияние, 5 - влияют в большой степени), насколько влияют на Ваше желание работать в компании следующие факторы:

6. Закончите, пожалуйста, следующие предложения так, чтобы получилось целостное высказывание.

А. Работа данного профиля в моем понимании - это:
________________________________________
________________________________________
________________________________________

Б. В работе меня больше всего интересует
________________________________________
________________________________________
________________________________________

В. Думаю, что наиболее важно в моей работе
________________________________________
________________________________________
________________________________________

Г. Мне нужна такая работа, чтобы
________________________________________
________________________________________
________________________________________

Д. Думаю, что главная трудность, которая ожидает меня на такой работе, - это:
________________________________________
________________________________________
________________________________________

Спасибо за Ваши ответы!

Приложение 4

Оценка работника
после прохождения испытательного срока

Ф.И.О. ________________________________________
Должность ________________________________________
Подразделение ________________________________________
Дата выхода на работу _______________ Исп. срок _______ мес.
Оценка работника за период с _______________ по _______________

Показатель

Плохо

Удовлетворительно

Хорошо

Очень хорошо

Результативность работы

абитуриента образовательного учреждения МВД России

Регистрационный номер_________

Набор__________________ 200___г.

Комплектующий орган___________

№ группы_____________

Взвод __________________________

Форма обучения: 5 лет; 4 г. 6 мес.;

Дата обследования_______________

Инструкция. Внимательно прочитайте каждый вопрос и подчеркните один из предложенных вариантов ответа, который наиболее полно и точно отражает Ваше мнение. Если ни один из предложенных вариантов Вам не подходит, напишите свой ответ, а также напишите ответы на вопросы, где нет вариантов ответа.

Работайте самостоятельно, быстро и аккуратно.

1. Фамилия_____________________________Имя____________________________Отчество_____________________________

2. Пол: 1. Мужской 2. Женский

3. Сотрудник ОВД 1. Да, должность______________________________________________________________________2. Нет

4. Год и дата рождения_____________________________________________________________________________________

5. Социальное происхождение:

1. Из рабочих 2. Из служащих 2.1. Из милицейской семьи

6. Состав семьи (мать, отец, мачеха, отчим, нет родителей; живут вместе, раздельно, находятся в разводе с г.):

Отец: возраст_______лет; работает (где, кем)_______________________________________________________________;

пенсионер; находится на инвалидности (группа__________, причина________________________________________);

безработный; другое________________________________________________________________________________________

Мать: возраст_______лет; работает (где, кем)_______________________________________________________________;

пенсионерка; находится на инвалидности (группа________, причина________________________________________);

безработная; домохозяйка; другое___________________________________________________________________________

Братья (сколько__________); сестры (сколько___________); в настоящее время работают,

учатся, служат (где___________________________________); братьев (сестер) не имею;

Жена (муж) работает, учится___________________________________________, не имею;

Дети, сколько____________, не имею

Каким по счету ребенком в семье Вы родились________________________________________________________________

7. Место жительства до поступления (домашний адрес, телефон):

1. Город____________________________________________________________________________________________

2. Область (край)___________________________________________________________________________________

3. Другие места_____________________________________________________________________________________

8. Родственники - сотрудники ОВД (служили, служат)_________________________________________________________

9. Льготы (подчеркнуть):

золотая медаль; серебряная медаль; красный диплом; класс юридической подготовки; сирота; уволенные в запас военнослужащие; из МВД (стаж не менее 6 мес.); участник боевых действий в Чеченской Республике; дети сотрудников ОВД и военнослужащих внутренних войск, погибших или получивших инвалидность при исполнении служебных обязанностей

*Разработчики Д. Д. Невирко, Н. А. Горбач. Сибирский юридический институт МВД России.

78 Психопедагогика в правоохранительных органах, 2008, № 1(32)

10. Образование (что и когда окончили):

1. Среднее № школы (обычная, вечерняя, специальная); гимназии_______________________________________

2. Среднее специальное (ПТУ техникум, другое________________________________________________________)

Специализированный колледж (класс)

а) Да, какой______________________________________________________

В каком году__________________ С каким средним баллом аттестата (диплома)_________________________________

11. Какой иностранный язык Вы изучали в школе_______________________________________

12. Гражданская специальность, должность и стаж работы до поступления на службу в ОВД___________________

13. Служба в Вооруженных силах (да, нет) 20__г. - 20___г.

Звание_____________________________________________Должность___________________________________________

14. Государственные награды_____________________________________________________________________________

15. Подготовка по специальностям ОВД____________________________________________________________________

16. Должности, занимаемые в ОВД (в хронологическом порядке)

с_____по_________; должность___________________________________________________________________________

17. Спортивные звания или разряд (вид спорта)___________________________________________________________

Занятия физкультурой и спортом за последние два года (вид спорта_____________; регулярность занятий (да,

нет); спортом не занимался

18. Были ли у Вас колебания при выборе этой профессии:

1. Были некоторые колебания_______________________.

2. Думал обстоятельно, взвешивал все «за» и «против».

3. Сомневался, хватит ли знаний, опыта.

4. Колебаний не было.

19. Вы выбрали эту милицейскую профессию:

1. По собственному желанию.

2. По совету (требованию) родителей (родственников).

3. По совету друзей.

4. По совету знакомых (сотрудников ОВД, гражданских лиц).

5. Под впечатлением фильмов, книг.

6. Из-за возможности проживать вне семьи, самостоятельно.

7. Из-за уверенности, что милицейская служба соответствует Вашим склонностям (характеру).

8. Из чувства солидарности («за компанию» с товарищами).

9. Для получения специальности.

10. Другое, что:___________________________________________________.

20. Какую профессию в системе ОВД Вы желаете получить:

1. Участкового инспектора. 2. Оперуполномоченного.

3. Следователя. 4. Дознавателя.

5. Инспектора ГАИ. 6. Другую, какую__________________________.

21. Что Вы предпримете, если не будете приняты на учебу?

1. Повторю попытку поступления на следующий год.

2. Буду поступать в вуз или среднее специальное учебное заведение другого профиля.

3. Буду служить в армии.

4. Другое, что:___________________________________________________.

22. Где Вы получили информацию о Вашей будущей специальности?

1. От работников ОВД по месту жительства.

2. От сотрудников МВД России.

3. От родителей, родственников.

4. От друзей, знакомых.

5. Из других источников, каких:________________________________.

23. Насколько Вы знаете характер будущей специальности:

1. Знаю все подробно.

2. Знаю в общих чертах.

3. Представляю смутно.

4. Не представляю совсем, но надеюсь узнать.

24. Подчеркните ключевое слово в названии:

ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

25. Как Вы оцениваете свои способности по отношению к будущей профессии:

1. Высокие. 2. Выше среднего. 3. Средние.

4. Ниже среднего. 5. Низкие. 6. Отсутствуют.

Уровень здоровья Уровень мышления, памяти, внимания Желание стать офицером Уровень психологической устойчивости Уровень способности к общению

27. Укажите 2-3 важнейших, на Ваш взгляд, события текущего года:

1. В международной жизни____________________________________

2. Во внутренней жизни страны________________________________

3. В жизни края_____________________________________________

28. Как Вы оцениваете работу в милиции:

Отметьте один ответ в каждой строке Согласен Не согласен Затрудняюсь ответить

1. Престижная 3 2 1

2. Благородная 3 2 1

3. Опасная 3 2 1

4. Жестокая, негуманная 3 2 1

5. Требующая особых интеллектуальных качеств 3 2 1

6. Требующая положительных моральных качеств 3 2 1

7. Трудная, но необходимая 3 2 1

8. Неблагодарная 3 2 1

9. Такая, где можно спиться 3 2 1

10. Такая, где можно приобрести богатый жизненный опыт 3 2 1

11. Жизнь ради людей, порой в ущерб собственным интересам 3 2 1

29. Согласны ли Вы с тем, что какой-либо коллектив (группа людей) могут применить следующие средства для выражения протеста:

Средства протеста Да Нет

1. Сбор подписей 1 2

2. Бойкот (отказ от каких-либо работ) 1 2

3. Законная демонстрация 1 2

4. Угроза забастовкой 1 2

5. Незаконная забастовка 1 2

6. Захват предприятий, зданий 1 2

30. Какие причины определили Ваш профессиональный выбор, что побудило Вас поступать в образовательное учреждение МВД России:

Отметьте один ответ в каждой строке Главным образом Частично Не имеет значения

1. Г арантия постоянной работы 3 2 1

2. Традиции и ритуалы МВД России, форма одежды 3 2 1

3. Возможность заняться интересным и престижным делом 3 2 1

4. Получение льгот и преимуществ 3 2 1

5. Участие в борьбе с преступностью 3 2 1

6. Романтика офицерской службы 3 2 1

7. Возможность материально обеспечить себя и свою семью 3 2 1

8. Возможность физического самосовершенствования 3 2 1

9. Надежда на решение жилищной проблемы 3 2 1

10. Получение бесплатного образования 3 2 1

11. Получение специальности, которая пригодится на «гражданке» 3 2 1

12. Продолжение семейной династии 3 2 1

13. Личная склонность к дисциплине 3 2 1

14. Право командовать людьми 3 2 1

15. Альтернатива военной службе «по призыву» 3 2 1

16. Возможность успешной карьеры 3 2 1

31. Какие стороны милицейской жизни представили бы для Вас наибольшую трудность:

1. Высокая ответственность.

2. Необходимость беспрекословного подчинения, строгая дисциплина.

3. Работа с подчиненными.

4. Частый и длительный отрыв от семьи.

5. Другое, что:___________________________________________________________.

32. С каким суждением Вы больше всего согласны:

1. После смерти человек продолжает жить в своих делах, пока его помнят люди.

2. После смерти человек продолжает жить в своих детях и внуках.

3. После смерти исчезает тело человека, а душа продолжает жить.

4. После смерти человек исчезает весь, поэтому любые дела и стремления напрасны.

5. После смерти ничего не будет, надо взять от жизни все, что возможно.

33. Приходилось ли Вам употреблять алкогольные напитки:

1. Никогда. 2. Редко (только по большим праздникам).

3. Иногда (2-3 раза в месяц) 4. Часто (чаще 3 раз в месяц).

Ваша переносимость алкоголя: хорошая, мало пьянею, ощущаю прилив сил и энергии, поднимается настроение; плохая, быстро пьянею, появляется головокружение, сонливость, ухудшение самочувствия, головная боль,

тошнота, рвота; другое_____________________________________________________________; затрудняюсь ответить.

34. Ответьте на следующие вопросы в соответствии с Вашими личными убеждениями «да» или «нет»:

Отметьте один ответ в каждой строке Да Нет

1. Было бы хорошо, если бы почти все законы отменили

2. Можно весело провести праздник или день рождения, совсем не употребляя алкоголь

3. Некоторые люди до того любят командовать, что меня так и тянет делать все наперекор, даже если я знаю, что они правы

4. Всю свою жизнь я строго следую принципам, основанным на чувстве долга

5. Можно, не нарушая закона, попытаться найти в нем лазейку

6. Можно простить людям нарушение правил, которые они считают неразумными

7. Я стараюсь уклониться от конфликтов и затруднительных положений

8. Я предпочитаю действовать согласно собственным планам, а не следовать указаниям других

9. Если я захочу сделать что-то, но окружающие считают, что этого делать не стоит, я легко могу отказаться от своих намерений

10. Глупо осуждать людей, которые стремятся взять от жизни все, что могут

35. Ваше любимое занятие в свободное время за последние 2-3 года:

чтение литературы (какой?____________________); техника; искусство; посещение выставок, театров, концертов; просмотр телепередач, видеофильмов; увлечение музыкой; коллекционирование (чего?_________________);

прогулки на воздухе; встречи с друзьями; игры (какие:__________); неопределенное времяпрепровождение;

другое _______________________________________________________________________________________________

36. Какие из школьных предметов Вам давались:

легче других__________________________________________________________________________________________

труднее других________________________________________________________________________________________

37. Что помешало Вам в школе быть отличником:

трудность школьной программы; отсутствие воли, настойчивости, усидчивости; не хватило способностей; не было желания; не считал главным; другие причины_______________________________________________________

38. Где Вы воспитывались большую часть времени:

в своей семье; у родственников; в детском доме; интернате; в чужой семье; в другом месте (где именно__)

39. Какие взаимоотношения преобладают в Вашей семье?

ровные, теплые, искренние; натянутые, холодные, сухие; безразличные; плохие, грубые, ссоры, конфликты, разводы родителей, выпивки, драки; другое________________________________________________________________

40. Что из нижеперечисленного случалось у Вас когда-либо:

(нужное подчеркнуть, дописать)

травмы; ушибы головы; бессонница; сильное переутомление; периоды полной апатии и безразличия ко всему; чувство собственной неполноценности; разочарование в жизни; нежелание жить; нервные срывы; сильные нервные потрясения; уходы из дома после обид; серьезные ссоры, конфликты (с родителями, учителями, товарищами, любимым человеком); участие в драках; случаи потери сознания (в том числе кратковременные, после травмы); заикание; судорожные припадки; ночное недержание мочи; разговоры во сне; хождение во сне; головокружения; обмороки (в том числе при сильном волнении, перегревании, в душном помещении); другое (когда, что)___________________________________________________________________________________

41. Какие вредные привычки имеются у Вас?

Курение с____лет, по__________________________________________________________________________сигарет (папирос) в день; употребление в разговоре нецензурных выражений; обкусывание ногтей; однообразные навязчивые движения; сплевывания; другие___________________________; не имею

42. Знакомство с наркотиками:

знаю из средств массовой информации; знаю от знакомых; есть знакомые, которые употребляют; один раз пробовал сам; иногда употребляю

43. Отношение к наркотикам:

отрицательное; не могу сказать определенно; считаю, что они иногда могут помочь; считаю, что они полезны

44. Испытывали ли Вы трудности во взаимоотношениях с окружающими (родственниками, знакомыми, друзьями) из-за своего характера:

часто; иногда; никогда; затрудняюсь ответить

45. Какими способами Вы решаете конфликты:

не обращаю внимания; пытаюсь доказать свою правоту; пытаюсь сгладить конфликт; пытаюсь подавить силой; признаю свое поражение; другое_________________________________________________________________________

46. Как давно Вы решили стать сотрудником ОВД:

мечтал с детства; решил в________классе школы; в этом году

47. Какие черты характера Вы бы хотели у себя сформировать для успешной работы по избранной специальности:

дисциплинированность; трудолюбие; организованность; смелость; решительность; целеустремленность; настойчивость; самообладание; сила воли; общительность; самостоятельность; другие черты (какие)______________

48. Как Вы отнесетесь к предложению назначить Вас младшим командиром (командиром учебной группы, отделения):

согласитесь с удовольствием; откажетесь из-за отсутствия способностей; откажетесь из-за того, что это может помешать учебе; с безразличием

49. Какие качества в людях Вы больше всего цените:_____________________________________________________

50. Какую самую большую ошибку в жизни Вы совершили:___________________________________________________

51. Какие недостатки в людях Вам наиболее неприятны:___________________________________________________

52. Каково Ваше представление о счастье:_______________________________________________________________

53. Если бы это было возможно, то что, как и почему хотели бы Вы изменить в своем прошлом:

54. Что в настоящее время имеет для Вас большее значение (распределите места, обозначив их цифрами 1, 2, 3... начиная с 1 для самого главного):

Проставьте в каждой строке Ранг

Состояние Вашего здоровья

Выбор профессии

Бытовые проблемы

Культурные интересы

Увлечения (хобби)

Процессы, происходящие в обществе

Поступление в вуз

55. Вам необходимо дописать все предложения, ничего не пропуская:

1. Главным для меня при принятии решения о поступлении на учебу в образовательное учреждение МВД России было

2. На меня повлияло также

3. После окончания образовательного учреждения МВД России я буду работать в ОВД, потому что

4. Мне нужна работа в ОВД, чтобы

5. В работе в ОВД меня больше всего интересует

6. Главные трудности, которые меня ожидают в учебе - это

7. Работа сотрудника ОВД в моем понимании - это:

а.________________________________________________

б.________________________________________________

8. В предстоящей мне учебе и службе, по-моему, наиболее важно

9. Если бы я не поступал на учебу в образовательное учреждение МВД России, то предпочел бы:

учиться по специальности_____________________________________________________________________

работать по специальности____________________________________________________________________

10. Но там я не имел бы______________________________________________________________________

11. Сотрудник ОВД должен быть________________________________________________________________

56. Укажите трех человек, которые могли бы поручиться за Вас:

1.___________________________________________________________________________________________

2.___________________________________________________________________________________________

Ф. И. О., характер отношений (друг, родственник, коллега и т. п.)

3.___________________________________________________________________________________________

Ф. И. О., характер отношений (друг, родственник, коллега и т. п.)

57. Кратко обоснуйте (не менее 4-5 предложений) по каждому вопросу

Почему я хочу стать сотрудником ОВД:_________________________________________________________

Почему я выбрал именно эту профессию:

Какие жизненно важные цели позволит решить Вам поступление в учебное заведение МВД России:

Каким будет Ваш обычный рабочий день через год после окончания обучения?

Ознакомлен с условиями проведения профессионального психологического обследования и даю согласие на психологическое тестирование меня в процессе обучения в вузе МВД России

Дата заполнения анкеты «_______»______________________г.

Личная подпись / /

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Поиск работы - это всегда испытание. Мы не можем предугадать, как будет проходить собеседование и о чем нас спросят. Меж тем в арсенале менеджеров по персоналу есть ряд вопросов, которые не всегда понятны кандидатам. Мы рассмотрели те, что вызывают больше всего затруднений у соискателей, и нашли на них верные ответы.

AdMе.ru не сомневается: решить любую задачу всегда проще, если следовать советам профессионалов. Чтобы вы могли избежать непонимания и неприятных сюрпризов на собеседовании, мы изучили форумы эйчаров и получили ответы на их порой неожиданные вопросы из первых уст.

1. Портрет кандидата

Рекрутеры любят задавать этот вопрос, так как ответ на него многое говорит о вашем характере и ценностях в работе. Вы должны быть честными, но не обязаны говорить всю правду до конца. Будьте дальновидны в своем ответе. Избегайте негатива: не говорите плохо о руководстве, коллегах или компании.

К примеру, вы можете сказать, что были разочарованы отсутствием перспектив для профессионального роста. Опишите некоторые из своих успехов в работе, а затем расскажите, к чему вы стремитесь сейчас. Будет здорово, если вы сможете связать свой ответ с тем, почему работа, на которую вы претендуете, лучше вам подходит.

3. Перерывы в работе

Порой в трудовой карьере в силу разных обстоятельств могут возникать длительные перерывы . Задавая вопросы о пробелах в трудовой биографии, HR-менеджер хочет проверить ваше желание, мотивацию и способность работать. Продумайте, как связать эти части в единое целое. Не лгите: такую информацию легко проверить, а сгладить этот момент будет уже невозможно.

Чтобы избежать этой проблемы, при составлении резюме используйте следующие приемы:

  • Указывайте годы, а не месяцы работы, если вы были в должности более года. Например, лучше указать «2015–2017» вместо «май 2015 - август 2017».
  • Не указывайте весь свой опыт в резюме. Допустимо ограничиться последними 15 годами при поиске руководящей и 10 годами при поиске других должностей.
  • Включите другой опыт, полученный во время перерыва: что вы делали, когда вы не работали? Работа фрилансером или волонтером считаются полноценным трудом и могут быть включены в ваше резюме. Перечислите их так же, как и другие ваши рабочие места: с указанием компании, должности, описанием обязанностей и датами работы.

4. Слабые стороны

В первую очередь этот вопрос направлен на то, чтобы оценить уровень интереса кандидата к компании, его активность, серьезность намерения устроиться на работу. Также он помогает понять подход к планированию карьеры, основную мотивацию человека при выборе места работы. Чтобы не попасть впросак на собеседовании, постарайтесь заранее выяснить:

  • год основания компании,
  • какие продукты и услуги она производит,
  • на каких рынках она действует,
  • сколько сотрудников в ней трудится,
  • миссию, ценности компании.

Часто эти данные можно найти на корпоративном сайте компании. Чем больше вы исследовали предыдущие достижения, ценности компании и основную информацию о ее продуктах или услугах, тем больше вы можете продемонстрировать искреннее желание в ней работать.

6. Подробности из биографии

Этот вопрос помогает HR-менеджерам определить манеру поведения соискателя и его стиль общения с окружающими. При ответе делайте упор на профессиональный опыт и личные качества, которые помогли вам в карьере и те, которые актуальны для желаемой должности.

Будьте готовы рассказать основные моменты рабочей биографии. Воспользуйтесь простой формулой: «настоящее - прошлое - будущее». Сначала поделитесь тем, кем являетесь на данный момент, чем занимаетесь, что умеете. Затем расскажите о том, что привело вас к текущему положению: совокупность навыков и опыта. В конце - о своих планах и перспективах.

7. Профессиональные планы

Во многих компаниях есть определенная логика развития карьеры, поэтому стоит отвечать на этот вопрос честно и открыто. Таким способом руководитель пытается понять, как ваши планы соответствуют ожиданиям и возможностям организации , сможете ли вы воплотить их в жизнь в рамках фирмы, а также какие цели вы перед собой ставите, чего хотите от карьеры.

Это помогает выявить возможные сильные расхождения в ожиданиях еще на этапе собеседования. Ведь обеим сторонам важно понять это заранее. Это поможет не тратить ваше время и избежать разочарований в будущем.

8. Короткие периоды работы

Нередко работодатели расценивают частую смену мест работы (менее 2 лет в одной компании) как нестабильность, безоответственность кандидата. От нового работника компании, как правило, ожидают длительных трудовых отношений. Это может быть связано с длительным обучением и адаптацией сотрудника. Если у вас есть пробелы в резюме, презентуйте такой опыт работы как проект с конкретными результатами, которых вам удалось достичь.

Если для увольнения были причины, не зависящие от вас, обязательно кратко укажите это и в резюме. Ведь мы не всегда можем выбирать , когда увольняемся с работы. Это может быть связано с проектным характером работы или с решениями руководства, которые выводят из строя целые отделы. Если же прежний работодатель уволил вас за некомпетентность или какие-либо еще нарушения и на собеседовании делают на это акцент, поделитесь тем, какие действия вы предприняли, чтобы исправить ситуацию. Возможно, вы прошли курсы повышения квалификации или серьезно пересмотрели свое поведение.

9. Заинтересованность в работе


дПВТЩК ЮБУ, ХЧБЦБЕНЩЕ ЮЙФБФЕМЙ!

уЕЗПДОС С РПМХЮЙМБ ЙОФЕТЕУОЩК ЧПРТПУ, ЛПФПТЩК ЪБУМХЦЙЧБЕФ ПФДЕМШОПЗП (ЧОЕПЮЕТЕДОПЗП) ЧЩРХУЛБ ТБУУЩМЛЙ, РПУЛПМШЛХ УФПМЛОХФШУС У ЬФЙН Ч РПЙУЛЕ ТБВПФЩ НПЦЕФ ЛБЦДЩК.

чПФ ЬФПФ ЧПРТПУ:
«ъДТБЧУФЧХКФЕ мБОБ! рПНПЗЙФЕ ПФЧЕФЙФШ, У ФПЮЛЙ ЪТЕОЙС ОБОЙНБФЕМС, ОБ ЬФЙ ЧПРТПУЩ. й ЛФП ЙИ ФПМШЛП РТЙДХНЩЧБЕФ? вХДХ ЧЕУШНБ ВМБЗПДБТЕО. у ХЧБЦЕОЙЕН, уЕТЗЕК.

ъБЛПОЮЙФЕ, РПЦБМХКУФБ, РТЕДМПЦЕОЙС (ЙЪВЕЗБКФЕ ЫХФМЙЧЩИ Й ЙТПОЙЮОЩИ ПФЧЕФПЧ):
мХЮЫЕ ЧУЕЗП НОЕ ТБВПФБЕФУС У…
вПМШЫЕ ЧУЕЗП С ИПФЕМ(Б) ВЩ Ч ЦЙЪОЙ…
мАВМА ТБВПФБФШ У МАДШНЙ, ЛПФПТЩЕ…
зМБЧОБС ФТХДОПУФШ, ЛПФПТБС НЕОС ПЦЙДБЕФ Ч ТБВПФЕ…
лПЗДБ ЛП НОЕ РТЙВМЙЦБЕФУС НПК ОБЮБМШОЙЛ…»

уРБУЙВП, уЕТЗЕК, ЪБ ФБЛПК ЙОФЕТЕУОЩК ЧПРТПУ. ч ЛБЮЕУФЧЕ ЬРЙЗТБЖБ Л ПФЧЕФХ С ЧЩВТБМБ ЪБНЕЮБФЕМШОЩЕ УФТПЛЙ ЙЪ ЛОЙЗЙ бОИЕМС ДЕ лХБФШЕ:

«лПЗДБ ЮЕМПЧЕЛ ТБУУЛБЪЩЧБЕФ П УЧПЙИ УФТБИБИ, ПО ТБУУЛБЪЩЧБЕФ П УЧПЕН РТПЫМПН.
уРТПУЙФЕ Х ЮЕМПЧЕЛБ, ЮФП ЕЗП РЕЮБМЙФ, Й ЧЩ ХЪОБЕФЕ, ЮФП ЗМБЧОПЕ Ч ЕЗП ЦЙЪОЙ, П ЕЗП ГЕООПУФСИ Й РТЙПТЙФЕФБИ.
б РПФПН, ТБДЙ УНЕИБ, ХЪОБКФЕ, ЮФП ЕЗП ТБЪДТБЦБЕФ.
й ЬФПФ ЮЕМПЧЕЛ, УБН ФПЗП ОЕ РПДПЪТЕЧБС, ТБУУЛБЦЕФ ЧБН ПВП ЧУЕИ УЧПЙИ РТЙЧЩЮЛБИ».
(бОИЕМШ ДЕ лХБФШЬ)

чЩ ОЙЛПЗДБ ОЕ ЪБДХНЩЧБМЙУШ П ФПН, ЮФП ЬФП ДЕКУФЧЙФЕМШОП ФБЛ?

фПФ ФЕУФ (РТПЕЛФЙЧОПЕ РУЙИПМПЗЙЮЕУЛПЕ ЙУУМЕДПЧБОЙЕ), ЛПФПТЩК ВЩМ РТЕДМПЦЕО уЕТЗЕА ОБЪЩЧБЕФУС «ЛПОФЕОФ-БОБМЙЪ» .

с ОЕ ЪОБА, ЛБЛЙН УРПУПВПН ВХДЕФ ПВТБВБФЩЧБФШ ЕЗП ТБВПФПДБФЕМШ. пВТБВПФЛБ РТПЕЛФЙЧОЩИ НЕФПДЙЛ - ЬФП ЧЕУШНБ ФЧПТЮЕУЛЙК РТПГЕУУ РУЙИПМПЗБ, ЛПФПТЩК ЬФХ НЕФПДЙЛХ РТЕДМБЗБЕФ, РПФПНХ ЮФП УФБОДБТФОЩИ ЧБТЙБОФПЧ ОЕ УХЭЕУФЧХЕФ. пДОБЛП, МПЗЙЛХ ПВТБВПФЛЙ ФБЛПЗП ФЕУФБ РТПУМЕДЙФШ ЧПЪНПЦОП.

дБЧБКФЕ РПРТПВХЕН.

йФБЛ, ЧПРТПУ 1: «мХЮЫЕ ЧУЕЗП НОЕ ТБВПФБЕФУС У…» . лБЛ Й ЧУЕ ПУФБМШОЩЕ, ЧПРТПУ НОПЗПЪОБЮОЩК. юЕМПЧЕЛ НПЦЕФ ПФЧЕФЙФШ ОБ ЬФПФ ЧПРТПУ РП-ТБЪОПНХ: «РТП МАДЕК» (У ФБЛЙНЙ-ФП МАДШНЙ), «РТП ФЕИОПМПЗЙЙ» (У ОПЧЕКЫЙНЙ ЛПНРШАФЕТОЩНЙ ФЕИОПМПЗЙСНЙ), «РТП ЙОЖПТНБГЙА» (У ЙОЖПТНБГЙЕК П…), Й Ф.Д. хЦЕ ЬФП РПЛБЪЩЧБЕФ ОБРТБЧМЕООПУФШ ЮЕМПЧЕЛБ.

рТЕДРПМПЦЙН, ЮФП ПФЧЕФ ЧУЕ-ФБЛЙ П МАДСИ. дБМЕЕ ЧБЦОП, ЛБЛЙЕ БЛГЕОФЩ УПЙУЛБФЕМШ ЧЩДЕМСЕФ (ФП ЕУФШ ЮФП ДМС ОЕЗП ОБЙВПМЕЕ ЪОБЮЙНП Ч ЮЕМПЧЕЛЕ, У ЛПФПТЩН ПО ТБВПФБЕФ).

чБТЙБОФЩ БЛГЕОФПЧ -

    ЮХЧУФЧБ («У ЛЕН ЛПНЖПТФОП, РТЙСФОП»),

    ОБЧЩЛЙ («У РТПЖЕУУЙПОБМБНЙ», «У НБУФЕТБНЙ УЧПЕЗП ДЕМБ, ЛПФПТЩН ОЕ ОБДП ПВЯСУОСФШ БЪПЧ», ЙМЙ ОБПВПТПФ: «У ФЕНЙ, ЛФП ИПЮЕФ ОБХЮЙФШУС ДЕМБФШ ДЕМП»),

    РУЙИПМПЗЙЮЕУЛЙЕ ЛБЮЕУФЧБ («У ДЙУГЙРМЙОЙТПЧБООЩНЙ МАДШНЙ», «У ПФЧЕФУФЧЕООЩНЙ УПФТХДОЙЛБНЙ»), ДПМЦОПУФШ Й РТ.

чЩВЙТБС ПФЧЕФ ОБ ЧПРТПУ, ЧБЦОП РПНОЙФШ, ЮФП ФП, ЮФП ЧЩ ЗПЧПТЙФЕ П ДТХЗЙИ (чуе , ЮФП ЧЩ ЗПЧПТЙФЕ П ДТХЗЙИ) - ЧЩ ЗПЧПТЙФЕ П УЕВЕ !!!

оЕ ЧЕТЙФЕ?

рТПЧЕТШФЕ - РПОБВМАДБКФЕ ЪБ УПВПК ЙМЙ ЪБ ПЛТХЦБАЭЙНЙ. ъБ УПВПК - УМПЦОЕЕ, ЪБ ПЛТХЦБАЭЙНЙ - ЙОЖПТНБФЙЧОЕЕ.

лПОФТПМШОЩК ЧПРТПУ, ЛБЛ РТБЧЙМП: «лБЛ ФП, ЮФП С (ПО) ЗПЧПТА (-ЙФ) ПФОПУЙФУС ЛП НОЕ (Л ОЕНХ).


чПРТПУ 2: «вПМШЫЕ ЧУЕЗП С ИПФЕМ(Б) ВЩ Ч ЦЙЪОЙ…». б ЬФПФ ЧПРТПУ - П ГЕООПУФСИ. чБЫ ЧЩВПТ РТЙ ПФЧЕФЕ ОБ ЬФПФ ЧПРТПУ - «РХУЛБФШ» МЙ ТБВПФПДБФЕМС ЗМХВПЛП Ч УЧПЙ ГЕООПУФЙ?

ъДЕУШ ЧБЦОП ОЕ РЕТЕХУЕТДУФЧПЧБФШ Й ОЕ ДБЧБФШ ПФЧЕФПЧ ФЙРБ «нЙТБ ЧП ЧУЕН НЙТЕ» (ЬФП СЧОЩК РЕТЕВПТ). йЪ ПФЧЕФБ ОБ ЬФПФ ЧПРТПУ ПРЩФОПНХ РУЙИПМПЗХ ВХДЕФ СУОП, Ч ЛБЛПК ПВМБУФЙ МЕЦБФ чБЫЙ ГЕООПУФЙ: УЕНШС, ТБВПФБ, ЛБТШЕТБ, УБНПТЕБМЙЪБГЙС, ИПВВЙ, Й РТ.

й ОЕФ ПДОПЪОБЮОПК ТЕЛПНЕОДБГЙЙ, ЮФП ОБДП, ОБРТЙНЕТ, ХЛБЪБФШ Ч ЬФПН ПФЧЕФЕ ЙНЕООП ТБВПФХ. еУМЙ ЬФП ОЕ СЧМСЕФУС ЧБЫЕК ГЕООПУФША - ОЕ РПРБДЕФЕ МЙ ЧЩ Ч УЙФХБГЙА, ЛТБКОЕ ДЙУЛПНЖПТФОХА ДМС УЕВС, РПРБЧ Ч ЛПНРБОЙА У ЦЕУФЛПК ЛПТРПТБФЙЧОПК ЛХМШФХТПК, ЗДЕ ЛПНРБОЙС РТЕФЕОДХЕФ ОБ чуе ЧБЫЕ ЧТЕНС, ЧЩФЕУОСС ЧУЕ ПУФБМШОЩЕ УФПТПОЩ ЧБЫЕК ЦЙЪОЙ?

лУФБФЙ, П ФПН, ЛБЛ «ДПЛПРБФШУС» ДП УЧПЙИ ГЕООПУФЕК Й ЛБЛЙЕ ФТЕВПЧБОЙС РТЕДЯСЧЙФШ Л ВХДХЭЕК ТБВПФЕ (Ч УППФЧЕФУФЧЙЙ УП УЧПЙНЙ ГЕООПУФСНЙ) НЩ РПДТПВОП ТБУУНБФТЙЧБЕН Ч «рПЫБЗПЧПН ТХЛПЧПДУФЧЕ ДМС ФЕИ, ЛФП ЙЭЕФ ТБВПФХ».

чПРТПУ 3: «мАВМА ТБВПФБФШ У МАДШНЙ, ЛПФПТЩЕ…». б ЧПФ ЬФП ХЦЕ ФПЮОП РТП МАДЕК. рТЙ ЮЕН ЬФП - ЧБЫЙ ГЕООПУФЙ ОБ ЬНПГЙПОБМШОПН ХТПЧОЕ. ьФПФ ЧПРТПУ - П УПЧНЕУФЙНПУФЙ. йЪ ЬФПЗП ЧПРТПУБ С ВЩ УДЕМБМБ ЧЩЧПД П ФПН, «ЧРЙЫЕФУС» МЙ ЮЕМПЧЕЛ Ч ЛПНБОДХ (ЛПФПТБС, ВЕЪХУМПЧОП, ХЦЕ УХЭЕУФЧХЕФ).

лТПНЕ ЬФПЗП, ЪДЕУШ ТЕЮШ ЙДЕФ, ВЕЪХУМПЧОП, ПРСФШ ЦЕ П ЧБЫЙИ ГЕООПУФСИ, Б ЪОБЮЙФ - ФТЕВПЧБОЙСИ Л ПЛТХЦБАЭЙН ЧБУ МАДСН , Б ЪОБЮЙФ - П УЕВЕ.

чТБФШ ЪДЕУШ ФПЦЕ ОЕГЕМЕУППВТБЪОП. еУМЙ ХЛБЦЕФЕ ОЕ УЧПА, Б ПЦЙДБЕНХА ПФ ЧБУ ("УПГЙБМШОП ЦЕМБЕНХА") ГЕООПУФШ - ФП НПЦЕФЕ РПРБУФШ Ч ЛПНБОДХ, ЛПФПТБС ВХДЕФ ДМС ЧБУ ПК, ЛБЛ ОЕХАФОБ…

чПРТПУ 4: «зМБЧОБС ФТХДОПУФШ, ЛПФПТБС НЕОС ПЦЙДБЕФ Ч ТБВПФЕ…» . пФЧЕФЩ ОБ ЬФПФ ЧПРТПУ НПЗХФ ВЩФШ ТБЪДЕМЕОЩ ОБ ТБЪОЩЕ ОБРТБЧМЕОЙС:

    ПФОПЫЕОЙС («УПКФЙУШ У ЛПММЕЛФЙЧПН»),

    РМБОЙТПЧБОЙЕ («ОЕИЧБФЛБ ЧТЕНЕОЙ»),

    УЙУФЕНОПУФШ («ОЕДПУФБФПЛ ЙОЖПТНБГЙЙ»),

    Й РТ.

зПЧПТС П ФТХДОПУФСИ Ч ТБВПФЕ - ЧЩ ЗПЧПТЙФЕ П УЧПЙИ РТЙПТЙФЕФБИ Ч РПДИПДЕ Л ТЕЫЕОЙА ТБВПЮЙИ ЪБДБЮ. чЩВЙТБКФЕ!

чПРТПУ 5: «лПЗДБ ЛП НОЕ РТЙВМЙЦБЕФУС НПК ОБЮБМШОЙЛ…». оБ ЬФПФ ЧПРТПУ Ч ЗПМПЧХ РТЙИПДСФ УМЕДХАЭЙЕ ЧПЪНПЦОЩЕ ПФЧЕФЩ:

- «с РПЗТХЦБАУШ Ч ТБВПФХ» (ЧТСД МЙ ФБЛПЕ ВХДЕФЕ РЙУБФШ РТЙ РТЙЕНЕ ОБ ТБВПФХ, РПФПНХ ЮФП ЬФП ЪОБЮЙФ, ЮФП Ч ПУФБМШОПЕ ЧТЕНС ЧЩ ВЕЪДЕМШОЙЮБЕФЕ Й ПФМЩОЙЧБЕФЕ;)).

- «с ЧОХФТЕООЕ ОБРТСЗБАУШ» ЙМЙ «с ВПАУШ, ЮФП РПМХЮХ ОБЗПОСК ЪБ ФП-ФП». ьФП П ОЕХЧЕТЕООПУФЙ. еУМЙ ЧЩ ДЕКУФЧЙФЕМШОП ЙУРЩФЩЧБЕФЕ РПДПВОЩЕ ЮХЧУФЧБ - ЬФП УЙЗОБМ П ЧБЫЕК ОЕХЧЕТЕООПУФЙ Ч УЕВЕ, ЛБЛ МЙЮОПУФОПК, ФБЛ Й РТПЖЕУУЙПОБМШОПК.

- «с ЗПФПЧ РПЛБЪБФШ ЕНХ ТЕЪХМШФБФЩ ТБВПФЩ ОБД ФЕЛХЭЙН РТПЕЛФПН». уФТБООП, ОП ЬФП ФПЦЕ П ОЕХЧЕТЕООПУФЙ. чЕДШ ЧБУ ЕЭЕ ОЙЛФП ОЙ П ЮЕН ОЕ УРТПУЙМ (ПО ФПМШЛП РТЙВМЙЦБЕФУС). й ЬФП РПИПЦЕ ОБ ЪБЭЙФХ, ЛПЗДБ ОБРБДЕОЙЕ ЕЭЕ ОЕ УПЧЕТЫЕОП.

- «с ЪБДБН ЕНХ ЧПРТПУ, ЛПФПТЩК ДБЧОП ОБЪТЕМ». ч ПФЧЕФ ОБ ЬФПФ ПФЧЕФ (ФБЧФПМПЗЙС) ЧПЪОЙЛБЕФ ЧПРТПУ: «ФЩ ЮФП, ЕЗП ЛБТБХМЙМ? фЧПК ОБЮБМШОЙЛ ВХДЕФ ВПСФШУС РТПИПДЙФШ НЙНП ФЕВС Ч ПЖЙУЕ».

- «рТЙЧЕФМЙЧП РПЪДПТПЧБАУШ». б ЧПФ ЬФП - ХЦЕ ВМЙЦЕ Л ДЕМХ. оПТНБМШОБС ТЕБЛГЙС ХЧЕТЕООПЗП Ч УЕВЕ Й УЧПЕН ДЕМЕ УПФТХДОЙЛБ.

чПРТПУЩ, ЛПФПТЩЕ РТЙНЕОСАФУС Ч ЛПОФЕОФ-БОБМЙЪЕ НПЗХФ ВЩФШ УБНЩЕ ТБЪОЩЕ. пФЧЕЮБС ОБ ЧПРТПУЩ, РПНОЙФЕ, ЮФП ФПФ, ЛФП ВХДЕФ ЮЙФБФШ ЧБЫ ПФЧЕФ - УРПУПВЕО ЪБЗМСОХФШ ЮХФШ ЗМХВЦЕ Й ДБМШЫЕ, ЮЕН ЧЩ ПФЧЕЮБЕФЕ .

йНЕООП РПЬФПНХ С ПЮЕОШ ТЕЛПНЕОДХА Ч РЕТЧХА ПЮЕТЕДШ - ТБЪПВТБФШУС УП УЧПЙНЙ ГЕООПУФСНЙ (Ч ЛПОФЕЛУФЕ РПЙУЛБ ТБВПФЩ - РТЕЦДЕ ЧУЕЗП ФТХДПЧЩНЙ, ОП ОЕ ФПМШЛП). й ФПЗДБ ЧПРТПУПЧ "лБЛ ПФЧЕЮБФШ?" ХЦЕ ОЕ ЧПЪОЙЛБЕФ. зМБЧОЩК ЧПРТПУ Ч ЬФПН УМХЮБЕ - "лБЛ ЧЩВТБФШ ЙНЕООП ФП, У ЮЕН ЗПФПЧ УЧСЪБФШ ЮБУФШ УЧПЕК ЦЙЪОЙ". пВ ЬФПН, Й ОЕ ФПМШЛП, ЙДЕФ ТЕЮШ Ч "рПЫБЗПЧПН ТХЛПЧПДУФЧЕ ДМС ФЕИ, ЛФП ЙЭЕФ ТБВПФХ" .

оБДЕАУШ, ЮФП НОЕ ХДБМПУШ ПФЧЕФЙФШ ОБ ЧПРТПУ уЕТЗЕС.

у РПЦЕМБОЙЕН ХУРЕИПЧ (Й ОЕ ФПМШЛП Ч РПЙУЛЕ ТБВПФЩ),
мБОБ тБЮЛПЧБ.