Культура киевской руси. Культура киевской руси - презентация «Художественная культура Киевской Руси»

Культура - это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных человеком в процессе его общественно - исторической трудовой практики. Культура Киевской Руси – совокупность всех материальных и духовных ценностей, накопленных в процессе развития русских княжеств с момента зарождения государства в X веке и до XIII века включительно.


Язычество: сознание народа, крестьянский быт, литература, живопись Географическое положение: открытость другим культурам, культурно - бытовая ассимиляция Христианство и Византия: сначала - образец для подражания, затем – ассимиляция и переработка Факторы, повлиявшие на формирование культуры


Письменность Рукописи на пергаменте: Остромирово Евангелие 1057 г., Изборники Святослава 1073 и 1076 гг. и др. Граффити: надпись о кончине Ярослава Мудрого на стене Софийского Собора в Киеве Эпиграфика: надпись на Тмутараканском камне Берестяные грамоты: записи, выцарапанные писалами на кусках бересты






ЛИТЕРАТУРА Проповеди и поучения: «Слово о законе и благодати» Илариона (1049 г.), «Поучение» Владимира Мономаха (1117 г.) и др. Жития святых: «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия» Нестора Героический эпос: «Слово о полку Игореве» (после 1187 г.) Летописи: «Повесть временных лет» Нестора (1113 г.) Публицистика: «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (нач. XIII в.)






Киев. Софийский собор год.


Основные техники: Икона – станковое произведение, выполненное на досках, масляными красками. Мозаика – создание изображения из кусочков цветной c мальты (непрозрачного стекла), минералов, мрамора Фреска – живопись по сырой штукатурке водяными красками Живопись Владимирская икона Божьей матери XII век XII век






Зернь Зернь: на изделие напаивался узор, состоящий из множества мельчайших шариков - зернышек. Скань: Скань: орнамент или рисунок наносили тонкой золотой или серебряной проволокой, которую также напаивали на металлическую поверхность. Перегородчатая эмаль: Перегородчатая эмаль: промежутки между перегородками заполняли разноцветной эмалью;






Фольклор – совокупность обычаев, обрядов, песен и других явлений народного творчества Былина - эпическая песня, охватывающая исторические события веков. Ведущее место среди былин занимают богатырские - воспевающие героев - защитников родины, отечества, наделенных любовью к своему народу - Илью Муромца, Добрыню Никитича, Алешу Поповича Н.Н. Каразин. Пир у князя Владимира

Слайд 2

Первый расцвет древнерусского искусства связан с эпохой Киевской Руси, которая стала преемницей византийских традиций.

Слайд 3

  1. Каковы основные особенности культуры Древней Руси, какой промежуток времени занимает этот период?
  2. Перечислите языческих богов древних славян.
  3. Что такое «капище»?
  4. С какими событиями связано формирование государства на Руси?
  5. Расскажите о первых князьях Древней Руси.
  • Слайд 4

    До принятия православия языческая Русь поклонялась множеству богов. Крещение Руси в 988г. Дало мощный толчок развитию художественной культуры.

    Слайд 5

    Вопросы к тексту «Принятие христианства на Руси»:

    1. Назовите причины, по которым Русь принимает православное (византийское) христианство.
    2. Каково значение принятия христианства для развития русской культуры.
    3. Как происходил процесс принятия христианства народом.
  • Слайд 6

    • купол
    • барабан
    • закомара
    • апсида
    • столб
    • Боковой неф
    • Боковой неф
    • Центральный неф
    • Устройство крестово - купольного храма.
  • Слайд 7

    Одним из самых старых каменных сооружений Киева была Десятинная церковь, возведенная в 989 – 996гг. В честь пресвятой Богородицы.

    Реконструкция

    Слайд 8

    Киевская София

    Самым древним из дошедших до нас архитектурных сооружений является Софийский собор (возведен между 1017 – 1037гг.)

    Строили этот храм в период правления Ярослава Мудрого с помощью греческих мастеров.

    Слайд 9

    Собор был выложен из красного кирпича, чередующегося с розовой цемянкой.

    Слайд 10

    Многоглавие составляет отличительный признак Софийского собора. Один большой и двенадцать более мелких куполов символизируют Христа и его двенадцать учеников.

    Слайд 11

    Обилие пролетов и арок различного характера составляет существенную особенность помещений Софийского собора.

    Слайд 12

    Пролеты и арки как бы «рифмуются» друг с другом, растут, ширятся и завершаются в обширном подкупольном пространстве огромной, обрамляющей алтарь триумфальной аркой.

    Слайд 13

    Внутри здания купол воспринимался не как наибольший объем, а как наивысшее пространство, как главный источник света.

    Слайд 14

    Внутри собора, высоко в центре под самым куполом, изображен Христос Вседержитель (Пантократор).

    Слайд 15

    Грандиозная фигура Богоматери Оранты (молящейся), вознесшей руки к своему Божественному сыну в молитве за род людской находится в апсиде.

    Слайд 16

    Евхаристия

    Слайд 17

    Над алтарем, в качестве прообраза происходящей в храме литургии изображено, как апостолы с протянутыми руками подходят к алтарю; Христос подает им вино и хлеб.

    Слайд 18

    Слайд 19

    Главные изображения Софийского собора выполнены мозаикой и сосредоточены в центральной, самой парадной и светлой части храма. Круг сюжетов давал представление о христианском вероучении, наглядно выражая понимание небесной иерархии как подобия иерархии земной.

    Слайд 20

    Мозаики, изображающие отцов церкви, отличаются исключительной тонкостью красочных оттенков. Лучезарные краски вносят нечто светлое в эти строгие образы.

    Слайд 21

    • Христос Иерей
    • Богоматерь
  • Слайд 22

    • Григорий Чудотворец
    • Григорий Нисский
  • Слайд 23

    Архангел

    Слайд 24

    ТЕМА: «Художественная культура Киевской Руси»

    Цель урока: раскрыть особенности становления художественной культуры Киевской Руси на древнерусских памятниках - соборе Святой Софии в Киеве и соборе Святой Софии в Великом Новгороде.

    Задачи урока: обозначить важнейшие черты древнерусского искусства, показать теснейшую связь с языческой культурой, традициями византийской культуры, ярко вошедшей в средневековую Русь, уловить основные черты древнерусского зодчества, познакомиться с искусством иконописи 11-12 вв., формировать умение учащихся ярко и образно воспринимать и оценивать произведения искусства, отбирать интересный материал из разных источников.

    ЭПИГРАФ УРОКА

    Храня историю, той…Киевской Руси,

    Мы собираем веры истинной… обломки,

    Уже одиннадцатый век… нам крест нести

    Дай, Бог, помогут…православные потомки…

    ХОД УРОКА

    (Звучит музыкальный фрагмент из «Фрески Софии Киевской» В. Кикты)

    Учитель: Под 1037 годом летописец записал «Заложи Ярослав город великий, у него же златые врата: заложи же церковь святая София…». Действительно, Ярослав соорудил новые каменные главные городские ворота и назвал их Золотыми. Над Золотыми воротами Ярослав построил церковь Благовещения. Построил главный городской собор Святой Софии, который украсил золотом, серебром, иконами. Скажите, какой город отстраивал князь? (КИЕВ). Как вы думаете, о чём мы сегодня будем говорить на уроке? (ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КИЕВСКОЙ РУСИ) СЛАЙД 1

    Но прежде чем мы начнём своё увлекательное путешествие по Киевской Руси, давайте обозначим важнейшие черты древнерусского искусства. СЛАЙД 2

    2. Каноничность . (Искусство выражалось в традиционно повторяемых сюжетах, образах, средствах художественного обобщения. В каждом из искусств был свой набор канонических правил.)

    3. Символичность . (Самая яркая черта особого художественного языка древнерусского искусства. С помощью символов (знаков) мастера раскрывали образы небесной духовной действительности, что сокрыта от взора живущих на земле людей).

    На протяжении нескольких уроков мы будем с вами говорить о художественной культуре Средневековой Руси. Период её существования охватывает свыше восьми столетий. Отсчёт её начинается с середины 9 века и заканчивается на рубеже 17-18 вв. Своими корнями русская культура уходит в далёкие времена язычества. От древних славян она унаследовала первоосновы языка, богатую мифологию, искусство резать из дерева всякие причудливые фигурки и предметы быта, рубить избы и ставить терема.

    В становление и развитие древнерусского искусства огромную роль сыграло принятие христианства из Византии в 988 г . Крещёная Русь вместе с религией унаследовала богатые художественные традиции: каменное зодчество, тип крестово-купольного храма , мозаичные и фресковые композиции в пространствах архитектурных сооружений, строгие правила иконографии (канон), дивные песнопения , которые сравнивают с ангельским пением. Первыми учителями русских были греки. Но это не значит, что древнерусская культура слепо подражала византийской, она привнесла нечто своё , искони русское. Например, зодчие привнесли в заморский стиль черты национальной архитектуры, берущей начало из деревянного зодчества Руси, для которого характерна величавая простота и нарядная декоративность церквей .

    Наивысшего расцвета Древнерусское государство с центром в Киеве достигло при правлении Ярослава Мудрого (978-1054гг.). Развернулось широкомасштабное строительство, особенно в Киеве. Самым известным сооружением, которого стал собор Святой Софии (1037). СЛАЙД 3

    В вашем классе работали две проблемные группы , которые постараются ярко представить материал о соборе Святой Софии в Киеве и Новгороде. А также мы все вместе попробуем создать «Живую газету», материал которой, позволит узнать интересные интригующие факты по изучаемой теме. Просьба по ходу нашего урока заполнить сравнительные карточки - характеристики двух великолепных соборов (учащимся раздаются карточки)

    Первая проблемная группа выступает с сообщением о соборе Святой Софии в Киеве

    СЛАЙД 4

    1.Огромный пятинефный крестово-купольный храм с 5 алтарными апсидами и 13 главами, с трёх сторон охваченный широкими галереями, по углам с западной стороны возвышаются две лестничные башни, ведущие на хоры. Общая площадь собора – около 1300 м 2 ., высота до вершины главного купола 28,6 м, общая длина - 41,7 м, ширина – 54, 6м. Стены были нарядно выложены из плинфы (плоского красного кирпича) в технике с утопленным рядом с вкраплением необработанного камня. Кладка скреплялась цемянкой – раствором извести, песка и толчёного кирпича. В соборе проходили богослужение, звучали проповеди, возводили на престол князей. Освещение храма осуществлялось за счёт прорезанных длинных щелевидных окон в барабанах тринадцати куполов. В дальнейшем собор подвергся основательной перестройке.

    2. Особую художественную ценность представляет мозаика Софии Киевской. Она восхищают своим великолепием. Мозаика занимает 260 м 2 . Согласно канону, в центральном куполе СЛАЙД 5 мозаика Христос Пантократор (Вседержитель), а вокруг него – фигуры четырёх архангелов. В настоящее время одна из них мозаичная, а три других, на месте утраченных, написаны художником М.А. Врубелем масляными красками.

    В центральной апсиде находится мозаичное изображение Богоматери Оранты (Молящейся) с широко вознесёнными руками. Богоматерь облачена в праздничные сине-золотистые одежды, её жест рук воспринимается не только как образ моления, но и олицетворение заступничества крещённого народа, защиты града и державы. В народе Богоматерь Оранту называли Нерушимой стеной и верили, что до тех пор, пока будет цела Оранта, будет стоять Киев – «матерь городов русских». Также в храме можно увидеть мозаичную работу «Благовещение. Мария», «Благовещение. Архангел Гавриил»

    3. Фрески Софии Киевской удивляют совершенством техники исполнения. СЛАЙД 6 Величественно и торжественно взирают со сводов стен, куполов, лестничных переходов образы апостолов, архангелов, евангелистов и святых воинов. По площади фрески занимают 3000м2. Очень интересная среди них групповой портрет семьи князя Ярослава Мудрого, размещённая на трёх стенах западной части центрального нефа. Раньше на ней был изображён великий князь с женой, сыновьями и дочерями, передающими модель Софийского собора Иисусу Христу, восседающему в центре на троне. В настоящее время только сохранилось изображение княжеских дочерей смиренно ступающих со свечами в руках. На стенах Святой Софии можно наблюдать фрески «Сошествие в ад», «Архангел», «Встреча праведной Елисаветы с Пресвятой Богородицей». Так же в соборе есть и фрески со сценами повседневной жизни князей: шумные пиры, танцы, охота, поединки, травля медведя, цирковые представления с участием скоморохов, акробатов, ряженых. СЛАЙД 7 Фреска «Скоморохи».

    4. Монументальность, лаконизм, величавость, общность характера изображения наблюдается в ранних иконах 11-12 вв. Создавшие их мастера были выходцами из Византии, у которых русские мастера перенимали опыт. СЛАЙД 8 Иконы 12 века «Спас Нерукотворный» и «Ангел Златые Власы» выполнены в традициях Киевской Руси. У них уже менее прослеживается аскетическая суровость, сдержанность, которая была присуща византийским иконам.

    СЛАЙД 9

    Учитель:

    Предлагаю вам приступить к оформлению «Живой газеты» интересными фактами о Софии Киевской (учащиеся зачитывают свои находки и прикрепляют их к газете) СЛАЙД 10

    Великий Новгород был вторым по значению городов Киевской Руси, резиденция наследников великокняжеского престола. Новгородское искусство с момента своего рождения гармонировало со строгим и торжественным обликом русского Севера и отличалось яркой самобытностью. Характерные черты новгородского зодчества составили смешанная кладка из местного камня и плинфы, одно- и пятиглавие луковичной и шлемовидной формы куполов, декоративное украшение барабанов, великолепие и пышность интерьеров.

    Вторая проблемная группа выступает с сообщением о соборе Святой Софии в Новгороде.

    СЛАЙД 11

    1. Софийский собор в Новгороде строили, как известно, в 1045-50 годах. На постройку Софийского собора пошло не менее 10 тысяч кубометров камня и кирпича. При этом основной массив стен сложен из камней местного происхождения. Кирпич использовался для перекрытия сводов. СЛАЙД 12 Высота Софии от уровня пола до креста на центральном куполе – 36,7 м., ширина – 39,3 м, длина 34, 5 м. Пятинефный крестово-купольное храм с пятью шлемовидными ассиметрично расположенными куполами, тесно сгруппированными в центре. Неровные поверхности стен, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления, воспринимались как сплошная, непроницаемая каменная масса. Стены храма в 12 веке были побелённые, что придавало зданию целостность, массивность, прочность. Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асимметрией форм.

    2.Фресковой живописи в Софии Новгородской сохранилось очень мало. СЛАЙД 13 Над западным входом в собор находится фреска площадью 70 м 2 , выполненная в 1528 году. Изображены на стене красками – беседа Авраама с тремя ангелами, пониже София, Премудрость Божия, и Нерукотворный образ Спаса, а по сторонам два архангела. Первоначальная живопись уцелела лишь в центральной части. В 1890 –е годы фреску реставрировали. СЛАЙД 14 В центральном куполе храма находилась уникальная фреска «Христос Пантократор». Она была уничтожена в 1941 году (историческая сводка из «Живой газеты»).

    3. Иконопись. СЛАЙД 15 Икона Святых апостолов Петра и Павла из собора Святой Софии поражала своими размерами 236 х 150см. и нарядным серебряным окладом. Апостолы, запечатлены в полный рост, с присущими им атрибутами (Павел с книгой, Пётр – с ключами от рая, свитком и посохом – символом власти).

    (Учащиеся продолжают заполнять колонки «Живой газеты» с увлекательным материалом) СЛАЙД 16

    Учитель: Прослушав очень ёмкую информацию о соборах Святой Софии в Киеве и Новгороде, прошу вас приготовить для сравнительного анализа карточки-характеристики двух памятников древнерусского искусства. Что общего в их характеристике? Чем они существенно отличаются друг от друга?

    (Учащиеся делают выводы согласно заполненным карточкам) ПРИЛОЖЕНИЕ №1

    В финале нашего урока хочется спросить у вас у каждого что нового вы узнали сегодня, какая информация вас заинтриговала, хотелось бы вам побывать в Киеве и Новгороде что бы увидеть эти святыни и т.д.

    (В финале урока снова звучат фрагменты из «Фрески Софии Киевской» В. Кикты. Учащиеся читают стихотворение «Киевская Русь» Жанна Косинова)

    Я снова о тебе молюсь

    Святая Киевская Русь.

    Нет для меня милее края,

    Чем сторона моя родная,

    Где у Днепра, как пышный сад,

    Стоит могучий Киев-Град.

    Где зелень шумно веселится,

    Играя с ветром. Где резвится

    Босая детвора, и льется песня у Днепра.

    На злато Лаврских куполов,

    Чтоб с колокольным звоном слиться,

    А напоследок опуститься

    Под Храма сень, где ставят свечи,

    И шепот старорусской речи

    Из уст нечаянно слетает,

    А дым кадильный поднимает

    Тех слов молитвенные тучи.

    Услышь их, Боже Всемогущий!

    О, Русь святая! Чтоб всегда

    Ты яркою звездой сияла,

    И Православье прославляла,

    Немало вложено труда,

    Людских надежд и упований,

    Молитв священных и страданий.

    Немало полегло народу

    За твою славу и свободу.

    И, думалось, на сотни лет

    Твоё величье и рассвет…

    О, Русь! – спрошу тебя с укором,

    Зачем разбита ты раздором?!

    Зачем князь князю говорит,

    Что разделиться час велит?!

    И прежде сильная Держава -

    У ног врага. А где же слава,

    Что недругов слепую рать

    Так заставляла трепетать?!

    Былые трусы стали смелы,

    Уже готовы луки, стрелы,

    Чтоб поразить ими сердца,

    Чтоб у детей отнять отца,

    И сына, чтоб лишилась мать,

    Чтоб землю кровью пропитать.

    Невинной кровью… Как понять

    Твое крушенье до конца?

    Что это? Промысел Творца,

    Или ошибка предков наших?

    Но в прошлом всё. Испита Чаша.

    Ты не проси давать ответ

    Зачем молюсь опять в ночи

    При свете восковой свечи

    О том, чего давно уж нет.

    Ты лучше в сердце погаси

    Печаль о Киевской Руси.

    ПРИЛОЖЕНИЕ №1

    Карточка – характеристика

    соборов Святой Софии в Киеве и Новгороде

    Характеристика

    Святая София Киевская

    Святая София Новгородская

    Культурно-историческая эпоха. Век.

    Художественная культура средневековой Руси. 11-12 век

    Местонахождение архитектурного объекта

    Киевская Русь.

    Киев

    Киевская Русь.

    Новгород

    Принадлежность к виду архитектуры (объёмные сооружения, ландшафтная, градостроительство)

    Объёмные сооружения

    Объёмные сооружения

    Тип храма

    пятинефный крестово-купольный храм с 5 алтарными апсидами

    Пятинефный крестово-купольное храм

    Количество и форма куполов

    13 глав, луковичной формы

    Пятиглавый, шлемовидной формы

    Высота собора

    Высота до вершины главного купола 28,6 м

    Высота Софии от уровня пола до креста на центральном куполе – 36,7 м.,

    Длина собора

    общая длина - 41,7 м

    длина 34, 5 м

    Ширина собора

    ширина – 54м

    ширина – 39,3 м

    Художественные средства и приёмы создания архитектурного образа (симметрия, пропорции, светотень, цветовая моделировка, материал, который лёг в основу и т.д.)

    Масштабное, грандиозное сооружение Стены нарядно выложены из плинфы в технике с утопленным рядом с вкраплением необработанного камня. Кладка скреплялась цемянкой – раствором извести, песка и толчёного кирпича. Освещение храма осуществлялось за счёт прорезанных длинных щелевидных окон в барабанах тринадцати куполов. Наблюдается асимметрия в расположении глав. В дальнейшем собор подвергся основательной перестройке.

    Внешний облик собора отличался простотой, строгостью и асимметрией форм. Основной массив стен сложен из камней местного происхождения. Кирпич использовался для перекрытия сводов. Ассиметрично расположенные купола, тесно сгруппированные в центре. Неровные поверхности стен, прорезанные окнами в виде узких щелей без обрамления Храм воспринимается как сплошная, непроницаемая каменная масса. Стены храма в 12 веке были побелённые, что придавало зданию целостность, массивность, прочность.

    Выдающийся правитель древнерусской истории, князь Киевский Ярослав Мудрый ушёл из жизни в 1054 году. Он был похоронен, очевидно, согласно своей последней воле, внутри Святой Софии, в специально созданном для погребения саркофаге. Этот каменный саркофаг до сих пор находится на своём месте. Однако останков Ярослава нет в гробнице уже несколько десятилетий – в годы Великой Отечественной войны они были вывезены украинскими националистами за океан. Точное их место нахождения неизвестно.

    До недавнего времени историки спорили между собой, какую дату считать годом создания собора Святой Софии: 1017 или 1037. В конце 20 века сотрудниками Музея «София Киевская» была предложена новая датировка: 1011 год. Правительство Украины поддержало точку зрения, удревняющую историю храма, и в сентябре 2011 года в Киеве прошли торжества, посвящённые 1000-летию памятника истории.

    Таким образом, споры вокруг даты основания Святой Софии не только не разрешены, но и обострились ещё больше. А официальное провозглашение 1000-летия этого памятника истории только подлило масло в огонь.

    В 1929 году соборная молитва в Софии Киевской надолго прекратилась. С 1934 года Святая София стала музеем – таковым она остаётся и в наши дни. Собор внесён в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО, запрещено передавать его любой религиозной организации и проводить в нём богослужения. Правда, в середине 2000-х существовало исключение: несколько лет подряд в День независимости в Софии Киевской совершалась молитва об Украине.

    Глава Киевской митрополии Макарий в 1497 году был убит во время татарского набега. Мощи Святого угодника были положены в Святой Софии, после чего зафиксированы многочисленные чудеса, особенно в 1625 и 1634 годах. Рассказывают, что перед иконостасом собора, у которого почивал святитель, чудесным образом возгорались свечи, а от его гробницы исходили свет и огонь. В 1934 году мощи священномученика вывезли из Софии – ныне они находятся во Владимирском соборе Киева.

    Слайд 2

    • Основу древнерусской культурысоставляло наследие восточных славян.
    • Древнерусская культура впитывала в себя культурные достижения проживавших в составе Руси и окружающих ее народов.
    • Большое влияние на русскую культуру оказала Византия, особенно после принятия христианства.
    • Создавая свои творения, древнерусские мастера не стали слепо подражать своим византийским учителям. Они стремились отразить в них думы и чаяния русского народа.

    Особенности культуры Древней Руси IX-XII вв.

    Слайд 3

    В. Васнецов

    • Крещение Владимира
    • Крещение Руси. 988 г.
  • Слайд 4

    Крещение киевлян в Днепре

    Слайд 5

    Необходимость принятия новой религии объясняется:

    Невозможность реформирования старой религии, так как пантеон языческих богов не приводил к единству культа, разъединял части страны.

    Язычество не выражало государственного единства, не объясняло обоснованности господства княжеской власти и феодальной верхушки, не имело идеи примирения с существующим порядком.

    • Католичество
    • Православие
    • Ислам
    • Иудаизм

    Причины выбора православия:

    • Близкое Руси социально-политическое устройство Византии
    • Распространение христианства на Руси до князя Владимира
    • Обожествление в православии княжеской власти
    • Пышное величавое убранство храмов и красивая служба
  • Слайд 6

    • Укрепление единства страны и центральной власти
    • Изживание сепаратизма отдельных земель и сложение общерусского самосознания
    • Развитие феодальных отношений
    • Рост международного престижа
    • Развитие культуры (письменность, иконопись, фрески, каменное зодчество, школы)

    Значение принятия христианства

    Князь Владимир

    Слайд 7

    Основные моменты крещения Руси

    Слайд 8

    • Кирилл и Мефодий
    • Письменность Древней Руси
  • Слайд 9

    Глаголица и кириллица

    Слайд 10

    • Летописец за работой
    • Нестор Летописец, реконструкция антропологов
    • Берестяная грамота
  • Слайд 11

    Литература Древней Руси

    • Проповеди и поучения: «Слово о законе и благодати» Иллариона (1049 г.), «Поучение» Владимира Мономаха (1117 г.) и др.
    • Героический эпос: «Слово о полку Игореве» (после 1187 г.)
    • Публицистика: «Слово» и «Моление» Даниила Заточника (начало XIII в.)
    • Жития святых: «Сказание о Борисе и Глебе», «Житие Феодосия» Нестора
    • Летописи: «Повесть временных лет» Нестора (1113 г.)
    • От XI-XII вв. до нас дошли 80 книг, 7 из которых имеют точную дату написания. Древнейшая из них была переписана в 1056-1057 гг. для новгородского посадника, т.н. «Остромирово Евангелие».
  • Слайд 12

    Былины – поэтические сказания о прошлом, в которых прославлялись подвиги русских богатырей

    Илья Муромец

    Добрыня Никитич

    Алеша Попович

    Микула Селянинович

    Основные идеи:

    Освобождение своей земли

    Защита земли Русской от врагов

    Народное устное творчество

    Слайд 13

    • Архитектура Древней Руси
    • Киев в Х в. Реконструкция
  • Слайд 14

    Один из немногих памятников оборонного зодчества Киевской Руси периода правления Ярослава Мудрого.Золотые Ворота представляют собой крепостную башню с широким (до 7,5 м) проездом. Внутрь проезда выступают мощные пилястры, на которые опирались арки свода. Высота сохранившихся стен достигает 9,5 метров. Ворота были каменными. Строили их в технике смешанной кладки: слои камней перемежались с выравнивающими рядами плинфы.

    Золотые ворота. Киев 1037 г.

    Венчает Ворота надвратная церковь Благовещенья, чтобы каждый путник, подъезжающий к Киеву, мог видеть, что это христианский град. Надвратная церковь в ходе реставрационных работ воссоздана как четырёхстолпный одноглавый храм с утопленными в толще стены апсидами, не выступающими из общего объёма фасада. В качестве архитектурного декора применены орнаменты из кирпича, характерные для искусства того периода.

    Со стороны поля перед воротами проходил ров шириной 15 метров и глубиной 8 метров.

    Слайд 15

    Десятинная церковь в Киеве 989-996 гг.

    Слайд 16

    • Софийский собор был построен по образцу византийского.
    • В плане храма основу составлял крест, образованный основным и боковыми нефами.
    • Центральный купол окружали размещенные чуть ниже четыре средних купола, за которыми еще ниже стояли восемь малых. Так однокупольный византийский храм преобразовывался в многокупольную пирамиду.

    Софийский собор в Киеве 1017-1037 гг.

    Ярослав Мудрый

    Слайд 17

    Софийский собор в Киеве. Современный вид

    Слайд 18

    Собор Святой Софии

    • Мозаика – картина из вдавленных в сырую штукатурку стекловидных камешков (смальты)
    • Иоанн Златоуст. Мозаика Софийского собора в Киеве
    • Адриан святой. Фреска Софийского собора в Киеве
  • Слайд 19

    Фреска – картина, написанная водяными красками по сырой штукатурке

    Собор Святой Софии

    Слайд 20

    Главный православный храм Великого Новгорода, созданный в 1045-1050гг.

    Выстроена София новгородская в основном из камня, и только арки порталов, и оконных проёмов выложены из кирпича, а своды в интерьере - частично из камня, частично из кирпича




    Остатки Золотых ворот Парадный въезд в Киев представлял собой гигантское архитектурное сооружение – сводчатый массив, сложенный из кирпича и камня. Две параллельные стены, перекрытые сводом, образовывали проход глубиной в 25 м. Надвратная церковь Благовещения с золоченым куполом венчала сооружение. Две массивные створки центральных ворот были окованы позолоченной медью, ярко сверкавшей на солнце. Вероятнее всего, это и определило их название. В нижней части Золотых ворот, под церковью, находились хранилища для ценностей.




    Собор Святой Софии Крестово-купольный пятинефный тринадцатиглавый храм, построенный после победы Ярослава Мудрого над печенегами. Продолжает традиции древнеславянского зодчества с его столпообразными срубами, клетями и златоверхими вышками. Храм не был побелен, а кирпич и серый гранитный камень (плинфа) чередовались с розовой цемянкой (раствор извести, песка и толченого кирпича), что придавало его стенам радующую глаз нарядность. Софийский собор в Киеве. XI в. (реконструкция).




    София Киевская Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяют огромное внутреннее пространство Софии. Под главным куполом, в залитом светом пространстве произносились проповеди и совершались торжественные государственные церемонии, а в самом алтаре собиралось высшее духовенство. Наверху, на хорах, появлялись земные владыки: князь и его приближенные. Внизу же, там, где свет переходил в полумрак, толпился народ. Интерьер


    София Киевская Обилие пролетов, арок, украшающих пространство храма, создавало впечатление монументальности и пышности его внутреннего убранства. Многочисленные красочные фрески и искрящиеся мозаики, покрывающие снизу доверху подкупольное пространство, стены, своды и столбы, придавали храму особую парадность и торжественность. Интерьер


    Архитектура Великого Новгорода Новгородский Софийский собор в том виде, в каком он был возведен в XII в., не сохранился. Вначале он был одноглавым, с круглым куполом и тремя апсидами. При отстройке сгоревшего собора вокруг главы, поставленной на место старой, возвели еще четыре меньшего размера. К храму с обеих сторон стали пристраивать приделы.