Основные виды социальных технологий. §2

Классификация социальных технологий ба­зируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.).

По масштабности выделяют глобальные, региональные и локальные социаль­ные технологии.

Глобальные социаль­ные технологии решают общечеловеческие про­блемы. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или кос­венно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность лю­дей, повышает их социальную защищенность.

Региональные социальные технологии изучают и реализуют за­кономерности территориальной социальной жизни и планомер­ных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны . Инновационные социальные технологии – это методы и прие­мы инновационной деятельности, направленные на материализацию нововведений в обществе, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию информационного процесса, его воспроиз­водства и функционирования. Интеллектуальные социальные тех­нологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исто­рические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации. Демо­графические технологии вырабатывают меха­низм воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения.

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни. К этому типу технологий примыкают социальные техноло­гии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических и др.

Политические технологии представляют собой методы решения политических проблем, осуществления политической деятельности.

В структуре управления особое место зани­мают административно-управленческие технологии как способы непосредственного оперативного воздействия на управляемый объект. Выделяются психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, характер, волю личности.

Социальная работа представляет собой определенную относительно самостоятельную систему упорядоченного множества элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. При анализе технологий в социальной работе как системе необходимо учитывать классификацию систем вообще. С этой точки зрения следует иметь в виду, что социальная работа является, прежде всего, разновидностью социальной системы, поскольку имеет дело с людьми. Она может быть рассмотрена как разновид­ность больших систем, поскольку включает в себя три компонен­та:

1) социальную работу как науку;

2) социальную работу как учебную дисциплину (цикл учебных дисциплин);

3) социальную работу как вид деятельности.

Характеризуя технологии социальной работы как науки, сле­дует исходить из того, что ее неотъемлемыми компонентами яв­ляются соответствующие закономерности (например, существен­ные связи между субъектом и объектом социальной деятельно­сти), принципы и методы (экономические, правовые, социаль­но-педагогические и т.д.). В этом случае социальные технологии представляют собой спо­собы применения теоретических выводов в решении практиче­ских задач социальной работы.

Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), сущностью социальных технологий является целостное представление о содержании социальной ра­боты, ее основных направлениях, инструментарии, методах и ор­ганизации, т.е.


эти технологии имеют обучающий, информационный характер.

В учебном процессе технологии обусловлены стандарта­ми, программами, планами, спецификой изучаемых учебных дис­циплин (общественных, естественно-научных, профессиональных, специальных), формами обучения (очной, вечерней, заочной, очно-заочной), видами занятий (аудиторными, самостоятельными и т.д.). В качестве технологий используются и формы обучения (лекция, семинар, лабораторное занятие, практикум, учебная игра, экскур­сия, конференция, курсовое и дипломное проектирование, колло­квиум, различные виды учебной практики, тестовая проверка и т.д.).

Рассматривая социальную работу как особый вид деятельнос­ти, сущность социальных технологий можно интерпретировать, в первую очередь, как совокупность приемов, методов и воздейст­вий государственных, общественных и частных организаций, спе­циалистов и активистов, направленных на оказание людям помо­щи, поддержки, защиты, особенно так называемым уязвимым слоям и группам населения. Именно в социальной работе, как дея­тельности в концентрированном виде, социальные технологии пред­стают как обобщение накопленных и систематизированных теоре­тических знаний, опыта, умений и практики работы субъектов социальной деятельности.

Классификация технологий в социаль­ной работе может быть осуществлена по различным основаниям. Как известно, объекты социальной работы довольно разнооб­разны: пенсионеры, инвалиды, дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные или многодетные семьи и т.д.

Практический опыт, накопленный в России и за рубежом, выявил целый ряд направлений социальной работы с перечисленными группами на­селения: социальный контроль и социальная профилактика, со­циальная терапия и социальная реабилитация, социальная по­мощь и защита, социальное страхование и социальное обслуживание в сфере быта, социальное попечительство и социальное посредничество и др. Эти виды социальной работы и являются основными ее направлениями, главными технологиями.

Технологии можно классифицировать в зависимости от по­нимания социальной работы в широком и узком смысле. Если во втором случае речь идет преимущественно о технологиях работы с уязвимыми слоями населения, то в первом – о технологиях со­циальной защиты всех слоев населения, о создании таких усло­вий, которые способствовали бы снижению доли населения, нуждающегося в помощи и поддержке, которые помогали бы на­селению самостоятельно решать свои проблемы.

Учитывая интегрированный характер соци­альной работы, можно выделять собственно социальные техноло­гии (социально-педагогические, социально-психологические, со­циально-медицинские и другие).

Технологии в социальной работе в зависимости от уровня делятся на:

· простые (доступные неспециалистам);

· сложные, требующие наличия квалификации у специалиста, работающего в определенной области;

· комплексные, требующие наличия квалификации у несколь­ких специалистов, работающих в разных областях.

Возможна типологизация социальных технологий и по другим критериям:

· например, можно выделить социальные технологии «внешние» по отношению к клиенту (государственное вмешатель­ство, помощь общественных и других организаций, частных лиц);

· от «внешних» технологий отличаются социальные техноло­гии, осуществляемые самими клиентами (например, создание собственного дела, откладывание определенной доли дохода и др.);

· возможно выделение технологий в социальной работе с людь­ми, проживающими на территории страны, и людьми, оказавшимися по тем или иным причинам за ее пределами (например, русскоязычным населением, русскими гражданами, прожива­ющими в государствах ближнего зарубежья).

Необходимо разграничивать социальные технологии, приме­няемые в России, и социальные технологии, применяемые за рубежом. Важно учитывать, какие технологии использовались в соци­альной работе (непрофессиональной и профессиональной) на разных этапах функционирования и развития российского общества.

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни, ее отношениями с природными явлениями.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д. По масштабу объекта, который подвергается воздействию, можно выделить глобальные социальные технологии, социальные технологии применительно к обществу в целом, различным сферам общественной жизни, социальной структуре, социальным институтам, процессам, явлениям.

Специалисты-управленцы выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального моделирования и прогнозирования. Можно выделить технологии информационно-внедренческие, обучающие, инновационные, технологии прошлого опыта. По характеру решаемых задач
технологии бывают универсальными и частными. Целесообразно также выделить технологии социального развития отдельных стран, регионов, территорий, трудовых ассоциаций; существуют технологии обучающие, внедренческие, самореализации и саморазвития личности и т.д.

Иными словами, классификация социальных технологий базируется на дифференциации как применяемых знаний, способов, методов, так и объектов (явлений, процессов, групп людей, их общностей и т.д.), поскольку к каждому из них можно применить определенные способы воздействия с целью добиться их оптимального функционирования, развития и совершенствования.

Естественно, что социальные технологии существенно различаются своим содержанием. Определим кратко содержание наиболее важных социальных технологий - это поможет более подробно и обстоятельно рассмотреть специфику технологий в социальной работе.

С точки зрения масштабности выделяют глобальные социальные технологии, цель которых - решение общечеловеческих проблем. Под этими технологиями подразумеваются такие задачи, методы, способы, которые способствуют уяснению и решению не только внутренних, но и мировых тенденций развития, связи общества и природы. Следовательно, их внедрение прямо или косвенно оказывает позитивное влияние на жизнедеятельность людей, повышает их социальную защищенность.

Одной из их разновидностей является технология глобального моделирования (исследование и решение вопросов сохранения мира, природы, обеспечения растущего населения Земли продовольствием, энергией, материальными средствами и т.д.).

Региональные социальные технологии изучают и реализуют закономерности территориальной социальной жизни и планомерных ее изменений.

Локальные социальные технологии применяются для решения местных проблем, которые могут содержать в себе как типичные, так и неповторимые особенности.

Технологии можно классифицировать и по степени новизны.

Инновационные социальные технологии - это методы и приемы инновационной деятельности, направленные на создание и материализацию нововведений в обществе, реализацию новшеств, которые приводят к качественным изменениям в разных сферах социальной жизни, к рациональному использованию материальных и других ресурсов в обществе.

Пример инновационных технологий - инновационные социальные технологии профессионального обучения безработных как системы организации их профессионального обучения, основа
которой - активное использование достижений науки в целях получения нового качества знаний обучаемых, его средств и характеристик.

В отличие от инновационных рутинные социальные технологии характеризуются такими методами воздействия на социальные процессы, которые основаны на прошлом опыте, отличаются малой наукоемкостью, не мотивируют социальный объект, социальную систему к переменам, изменениям.

Информационные социальные технологии представляют собой оптимизацию самого информационного процесса, его воспроизводства и функционирования. Интеллектуальные социальные технологии направлены на развитие и стимулирование мыслительной деятельности людей, развитие их творческих способностей. Исторические технологии предполагают осмысление исторического опыта по законам социальной технологизации, т.е. технологизацию исторических знаний как условия политического, экономического, духовного и социального диагностирования (опыт реформ). Демографические технологии изучают и вырабатывают способы механизма воспроизводства населения, изменения его численности, состава и размещения и т.д.

Социальные технологии согласия представляют собой методы достижения согласия большинства населения относительно решения наиболее актуальных вопросов общественной жизни, их взаимного действия. К этому типу технологий примыкают социальные технологии разрешения конфликтов, в частности социально-этнических.

В последнем случае важно учитывать внутреннюю структурализацию этих технологий, используемых как образные способы снятия напряженности, решения проблем:

  1. позиционное противостояние; контрпретензии для разрешения взаимных уступок при сохранении статус-кво;
  2. демаркированиие границ в связи с изменениями административного статуса;
  3. компромисс, взаимные уступки;
  4. односторонние уступки, удовлетворение всех претензий; компенсация (финансовая, экономическая и др.);
  5. ликвидация объекта или субъекта конфликта в национально-территориальных образованиях.

Политические технологии как вид социальных технологий представляют собой методы решения политических проблем, выработки политики, ее реализации, осуществления политической деятельности.

С полным основанием можно выделить также социальные технологии в собственно социальной сфере, духовной и экономической областях.

В структуре управленческих технологий особое место занимают административно-управленческие технологии как способы непосредственного (прямого) оперативного воздействия на управляемый объект. Ясно, что последний вид технологий (как и многие другие) тесно связан с осуществлением задач социальной работы. К такого рода технологиям можно также отнести психологические технологии как способы воздействия на психологические процессы, свойства, явления, отношения, установки, характер, реакции, волю личности, межличностные взаимоотношения.

Виды:
В научной литературе выделяют различные виды или типы социальных технологий.
Так, по степени новизны различают принципиально новые (инновационные) и тра-диционные (технологии прошлого опыта).
Разнообразные типы социальных технологий можно выделить и в зависимости от характера объекта технологического воздействия. Когда он определяется управленческо-организационными аспектами, то выделяют технологии поиска стратегии управления, персонального менеджмента, социального прогнозирования и др.
С точки зрения масштабности, ряд исследователей выделяют глобальные и территориальные социальные технологии. Первые связаны с решением общечеловеческих проблем, с тенденциями мирового развития, с социальными проблемами воздействия природы и общества на человека. Региональные социальные технологии имеют определен-ные территориальные ограничения и отражают динамику процессов региональной социальной жизни.
Как нам представляется, поиск более оптимальной типологизации целесообразно вести не в направлении выделения частных критериев, а по пути усиления универсальности самой классификации. В связи с этим, понимая под социальным общественное, правомерно выделить следующие основные виды социальных технологий:
. правового обеспечения функционирования общества;
. политические технологии административно-властного регулирования;
. экономического функционирования общества, развития собственности;
. информационного обеспечения по средствам массовой информации, компьютерных сетей;
. духовно-культурного развития;
. обеспечения социального функционирования общества.

Формы технологии социальной работы.
Система общих технологий включает в себя диагностику, профилактику, адаптацию, реабилитацию, коррекцию, социальную терапию, социальную экспертизу, прогнозирование, проектирование, посредничество, консультирование, социальное обеспечение, социальное страхование, опеку и попечительство.

Технология социальной работы как вид профессиональной деятельности — это совокупность способов действий, направленных на восстановление, сохранение или улучшение социального функционирования объекта, а также на упреждение негативных социальных процессов, при возможном повторении (тиражировании) данной системы действий.

Методы воздействия:
— административный
— распорядительный
— социально - экономический
— социально- педагогический
— социально - психологический
— юридический

Метод - от греческого - способ достижения какой либо цели, решение конкретной задачи, выступает как совокупность подходов, приемов, операций практического или теоретического освоения действительности
Метод в соц работе выполняет двоякую роль, выступая:
1. как способ познания и применения знаний, выработных в науках, изуч различные аспекты жизнедеятельности человека и его соц практики
2. как определенное конкретное действие, способствующее качественному изменению существующего объекта (субъекта)

I. организационно - распорядительные методы в соц работе
Система управления предполагает - управления - цели, средства воздействия, методы функции, принципы
Структура управления - кадры, техника управления, организационно правовую сторону
Процесс управления - органы управления, материальную часть органов управления
Рционализация систем управления - внедрение, достижение науки в управлении, обновление кадров, совершенствование хоз системы управления.
Как и лбая деятельность соц управление вкл многочисленные средства, формы и методы достижения поставленной цели, которые составляют его инструментарий.
В управлении можно выделить 3 большие группы: регламентирующие, распорядительные и дисциплинарные методы.
1. Регламентирующие методы - это жесткий тип воздействий. С их помощью создается та или иная система организаций, определяет задачи, права и ответственность структур управления, устанавливаются определенные правила, конкретные предписания к действию, рамки поведения руководителей и подчиненных.
К этой группе относятся: регламентирование, ориентация, организационные методы, инструктирование и др.
Регламентирование представляет собой разработку и применения положений, должностных инструкций и других документов, регламентирующих деятельность членов коллектива.
2. Распорядительные (административные) методы используются для коррекции системы и оперативного уточнения задач управления, для совершенствования организации и направлены на решение конкретных задач. Выделяется 2 формы использования этих методов - письменно-документальная и устная. Воздействия как директивы указы, постановления в письменно документальной форме, а приказы, распоряжения и указания в обеих.
Распорядительно воздействие методов направлено прежде всего на устранение возникающих трудностей, недостатков в проф деятельности. Они предопределяют объем предполагаемой работы, распределение обязанностей по ее выполнению, а так же сроки исполнения и предполагают систематической контроль и проверку исполнения.
3. Дисциплинарные методы. В соц работе когда приходится решать многочисленные проблемы, реальное воздействие на людей не мыслемо без соответ порядка и правил дисциплины.

II. Психологические методы в соц работе.
Основная задача, которую ставит перед собой психология - это помощь человеку, сделать жизнь более осмысленной, значимой, развить жизненные силы, оказывать помощь и поддержку нуждающимся не только формально - организационно, но и личностно - осознанно, инициативно.
Для этого в психологии используются различные научные методы и их варианты
— наблюдения, внешнее, внутреннее, свободное, стандартизированное, включенное.
— опрос, устный, письменный, свободный, стандартизированный
— тест, тест - опросник, тест - задание, проективный тест
— моделирование — математическое, логическое, техническое, кибернетическое
— эксперимент - естественный, лабораторный
Эти методы и их варианты предназначены для сбора и обработки первичной информации с целью выявления фактов и получении путем интерпретации выводов.
Психологические подходы к технологии соц работы
— глубинная психология (психодинамическая теория) психоанализ (з. Фрейд), индивидуальный (Адлер), аналитическая психология (Берн) и др психологическая защита.
— бихевиористское (психология поведения) сущность заключается в том что бы использовать влияние окружения на поведение человека.
— когнитивная психология - это направление интересов, как устроено сознание человека, его система знаний которые являются как бы аналогом вычислительной машины. Основной доминантой, раскрыв суть когнитивной психология яв схема.
— гуманистическое направление, основа в том, что жизнь и судьба, действия человека зависят от его внутреннего состояния, а не окружения.

III. Педагогические методы в соц работе.
1. Метод воспитания - это способы воздействия на сознание, волю чуства, поведение людей с целью выработки у них заданных качеств.
2. Метод убеждения - это значит разъеснять, применяя эмоционально - словестное воздействие, подчас опираясь на внутренние или привечая к увещеванию, то есть сочетая просьбу с разъяснением и внушением.
3. Метод побуждения. Главное здесь нацелить человек на деятельность в соответ с его интересами и потребностями.
4. Метод поощрение - стимулирование человеческой деятельности, в поощрении отражается положительная оценка деятельности индивида
5. Метод порицания - это реакция на нежелательную деятельность и поведение.

IV. Юридические методы или правовые
Их необходимо рассматривать в контексте правовых основ управления, поскольку содержание и границы применения административных и экономических методов регламентируются нормативными актами, которые юридически закрепляют концепцию права и обязанности субъектов управления возможности маневрированием ресурсами.

Ведущее место в практике соц работы занимают административные и экономические методы. Деление этих методов в известной мере условно, так как четкое обособление каждого из них не всегда представляется возможным: они взаимодействуют друг с другом и имеют немало общих черт. В то же время им присущи различия в способах и мотивационном механизме воздействия на объекты управления.

При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать во-первых общую трактовку социальных технологий во-вторых особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и в-третьих особенности объектов субъектов содержания средств и других компонентов социальной работы как определенной целостности. Актуальность обращения к данной теме обусловлена тем что на современном этапе развития общества для более эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения возникает необходимость...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


Курсовая работа

Тема: « Классы и типы социальных технологий»

Введение 3-5

  1. Технология как социальный феномен
    1. Понятие и сущность социальной технологии 6-8
    2. Различные классификации социальных технологий 8-11
  2. Классы и типы социальных технологий
    1. Универсальные социальные технологии 12-19
    2. Частные социальные технологии 19-29

Заключение 30-31

Список литературы 32-33

Введение

В условиях современного российского общества одной из актуальных и значимых проблем является проблема эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения. Для её успешного решения необходимы совместные усилия специалистов в различных областях деятельности, в том числе, профессиональных социальных работников, владеющих различными технологиями решения социальных проблем. При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов социальной работы как определенной целостности.

Актуальность обращения к данной теме обусловлена тем, что на современном этапе развития общества для более эффективной социальной защиты и поддержки различных групп населения возникает необходимость активизировать и упорядочить деятельность профессиональных социальных работников в соответствии с потребностями современного общества в целом и его отдельных сфер.

Что касается степени разработанности темы, можно сказать, что анализируемая проблема представляется недостаточно разработанной в России. Значительное количество работ по классам и типам социальных технологий посвящено теоретическим исследованиям и мало применяется на практике. Отсутствует единая типология социальных технологий. Актуальность темы и ее теоретическая и практическая значимость обусловили выбор направления исследования, цели и задачи работы, ее объект и предмет.

Целью данной курсовой работы является : раскрытие содержания и сущности технологий социальной работы, определение их мест в системе социальных технологий, описание специфики, объекта и предмета воздействия, основных элементов и составных частей технологий социальной работы; классификация технологии социальной работы по степени общности и масштабам воздействия на социальные объекты различной степени сложности, раскрытие внутренней структуры каждого из выделенных классов.

Для достижения данной цели в работе поставлены следующие задачи:

– раскрыть сущность понятия социальные технологии.

– определить классы социальных технологий

– подробно рассмотреть типологию социальных технологий.

Объектом данной курсовой работы является процесс социальной работы специалистов, применение ими различных социальных технологий.

Предметом – люди, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации.

Основная гипотеза состоит в том, что разработка и более активное применение на практике социальных технологий повлияет на эффективность социальной защиты и поддержки различных групп населения.

При написании курсовой работы были использованы следующие основные методы: гипотетический, аналитический, статистический анализ.

Новизна работы обусловлена недостаточной изученностью социальных технологий и отсутствием их единой классификации.

Курсовая работа состоит из следующих структурных компонентов: во введении раскрывается актуальность рассматриваемой проблемы, определяются объект, предмет, цель, задачи исследования, основная гипотеза; в первой части рассматриваются понятие и сущность социальных технологий, их классификация; во второй части раскрыты типы социальных технологий (универсальные и частные); в заключении содержатся выводы по цели и задачам курсовой работы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что материал, изложенный в курсовой работе, даёт возможность активизировать и упорядочить деятельность профессиональных социальных работников в соответствии с потребностями современного общества в целом и его отдельных сфер.

1. Технология как социальный феномен

1.1 Понятие и сущность социальной технологии

Понятие "социальная технология" стало использоваться в науке только в 40-х гг. XX в. Основу данного понятия составляет термин "технология", но технология не в традиционном смысле, затрагивающие только материальное производство, а в более широком – затрагивающем и социальную сферу.

До сих пор в теории социологии не выработано единое понятие социальной технологии. Так, Курбатов В.И. и Курбатова О.В. 1 определяют ее как упорядоченную во времени и пространстве последовательность процессов социальной деятельности, совокупность навыков, методов, приемов, направленных на достижение определенной цели, реализацию социального заказа; а также как разработку методов и методик результативного и рационального целенаправленного социального воздействия. В то же время Иванов В.Н. и Патрушев В.И. дают даже три определения понятию "социальная технология".

  1. Специально организованная область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях нарастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов.
  2. Способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбор оптимальных средств, методов их выполнения.
  3. Метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах – качество, свойство, объемы, целостности деятельности и т.п..

Можно утверждать, что для современного научного знания сущность технологии определяется через два основных понятия: операция и процедура, где операция – это конкретные действия, направленные на решение определённой задачи, а процедура – это набор определённых необходимых действий. Исходя из этого, можно предложить следующее определение понятия "технология" – это способ реализации людьми конкретного сложного процесса путём расчленения его на систему последовательных, взаимосвязанных процедур и операций, которые выполняются более или менее однозначно и имеют целью эффективное достижение поставленной цели 2 .

Н.С. Данакин конкретизирует понимание социальных технологий как способа осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения. Достоинством данного определения является, в частности, то, что оно может быть отнесено ко всем видам человеческой деятельности, в том числе, конечно же, к социальной работе как интегрированному, универсальному виду деятельности, направленной на удовлетворение социально-гарантированных и личностных интересов и потребностей людей, и прежде всего социально уязвимых групп.

Таким образом, понятие "социальная технология" в научной литературе используется в следующих основных значениях:

  1. Совокупность способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности с целью воздействия на социальные процессы и социальные системы.
  2. Описание способов, методов, средств, приемов организации человеческой деятельности в методиках, которые включают в себя следующие разделы:
    • цели, задачи и возможности метода;
    • планируемое итоговое состояние социального субъекта;
    • применяемые метод и приемы;
    • способы, условия и последовательность их применения;
    • необходимое время для осуществления данной технологии;
    • квалификация работников;
    • способы обучения приемам технологии.
  3. Область знания, рассматривающая вопросы создания, использования, распространения соответствующих методов и процедур преобразовательной деятельности, т.е. являющаяся научной дисциплиной. Например, общественные науки связаны прежде всего с решением практических задач, обусловленных функционированием и совершенствованием социальных объектов, под которыми в данном случае понимаются не только группы, слои людей, отдельных индивидов, но и социальные явления и процессы.
  4. Сама деятельность по целенаправленному преобразованию социальных субъектов. Оптимизация развития и функционирования объектов, субъектов, явлений, социальных процессов настоятельно требует использования технологического подхода к управлению социальной деятельностью, так как масштаб происходящих изменений, вовлечение людских, материальных, информационных и других ресурсов настолько велики, что спонтанность, стихийность такого движения, чрезмерное количество ошибок привели бы к неоправданной растрате сил и средств.

Поэтому формирование политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации, предусматривающей максимально эффективное и целесообразное использование ресурсов и средств .

  1. Различные классификации социальных технологий

Социальные технологии весьма разнообразны, что обусловлено многообразием социального мира, социальной жизни.

Классификация социальных технологий может быть осуществлена по различным основаниям: видам, уровням, сферам применения и т.д.

К числу наиболее значимых оснований относятся:

  1. По масштабам решаемых социальных проблем:
  • универсальные социальные технологии;
  • частные социальные технологии.

К универсальным технологиям можно отнести технологии социальной диагностики состояния какого-либо социального явления, а к частным – конкретную технологию, используемую при решении конкретной задачи, например, технологию педагогического воздействия.

  1. По уровню социальной деятельности:
  • глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества;
  • региональные социальные технологии, дающие эффект при решении
  • проблем в условиях конкретного региона;
  • национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;
  • государственные, позволяющие решать социальную проблему в пределах
  • конкретного государства;
  • муниципальные и пр.
  1. По характеру решаемых задач:
  • функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;
  • инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество; – технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.
  1. По характеру воздействия на социальные процессы:
  • формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;
  • стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;
  • сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;
  • разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какой-либо его части.
  1. По характеру и содержанию используемых средств:
  • организационно-распорядительные и административные социальные технологии;
  • социально-правовые технологии;
  • медико-социальные технологии;
  • психологические технологии;
  • педагогические технологии и т.п. .

Интересным представляется выделение определённых типов социальных технологий по такому основанию как цели функционирования. В этом случае можно говорить о таких типах социальных технологий:

  • социальные технологии, ориентированные на созидание;
  • социальные технологии, ориентированные на изменение или исправление условий протекания процесса или квазитехнологии;
  • социальные технологии, ориентированные на уничтожение, разрушение, исчезновение или антитехнологии 3 .

Таким образом, социальные технологии – это неоднозначное и многообразное явление. Решение любой социальной проблемы подразумевает использование ряда технологий в их взаимосвязи и взаимозависимости.

2. Классы и типы социальных технологий

2.1 Универсальные социальные технологии

Для успешного решения социальных проблем необходимо, чтобы своевременно и в полном объёме были замечены, осмыслены и осознаны как сами проблемы (их корни, содержание, перспективы и возможные последствия), так и возможные пути и способы их решения. Это возможно в том случае, если специалист (социальный работник) владеет навыками деятельности, которую можно определить как социальная диагностика.

Социальная диагностика – это выявление, обозначение и изучение причинно-следственных связей и взаимоотношений, порождающих комплекс социальных проблем различного уровня организации 4 .

Успех деятельности социального работника во многом зависит от того, насколько точно и своевременно будут вскрыты им социальные проблемы клиента. Последовательная реализация основных стадий социальной диагностики основывается на строго определённых принципах, соблюдение которых гарантирует получение достоверных результатов и формирование реалистичной программы дальнейшей деятельности, как клиента, так и социального работника 5 .

Социальная терапия – это комплекс решений, процедур, мероприятий и действий, направленных на решение социальных проблем различного уровня организации 6 . Из этого определения следует, что социальная терапия это явление, которое можно рассматривать и анализировать на различных уровнях организации общества. Уровни социальной организации будут определять цели, задачи, возможности и методы, используемые в процессе социально-терапевтического воздействия на конкретный социальный объект. Процесс социальной терапии направлен на решение самых разнообразных задач. Их характер и содержание определяются конкретной проблемой или группой проблем, стоящих перед субъектом и требующих своего решения. Тем не менее, можно говорить о существовании основных типов задач социальной терапии. Среди них:

  • исправление, коррекция поведения и деятельности субъекта;
  • предупреждение дисфункций;
  • обеспечение нормального развития субъекта;
  • самоутверждение личности субъекта.

Решение всех этих задач с необходимостью предполагает использование различных методов, основные из которых:

  1. Административные. Характерными особенностями этих методов является, во-первых, жёсткое следование формальным нормам и правилам, существующим в обществе (законы, инструкции, положения и т.п.).
  2. Экономические методы. Данная группа методов социальной терапии предполагает, что в процессе их использования могут быть учтены и проанализированы экономические интересы и экономическое положение того или иного социального субъекта. Примерами подобных методов являются экономические льготы, экономическая поддержка (пособия, пенсии и т.п.) и экономические санкции.
  3. Психолого-педагогические методы. В отличие от административных и экономических методов социальной терапии, психолого-педагогические методы направлены, в первую очередь, на отдельного человека или на малые социальные группы. Использование этих методов на практике предполагает воздействие как на систему взаимоотношений в малых группах, так и на внутренний мир человека, его систему ценностных ориентаций и идеалов .

В соответствии с объектом воздействия выделяются следующие виды социальной терапии.

  1. Индивидуальная, которая применяется в отношении отдельного человека, разрешение проблем которого требует конфиденциальности (сексуальное насилие, семейные неурядицы и т.п.) к тем, кто не желает или по каким-либо причинам не может участвовать в групповой терапии.
  2. Групповая, представляющая собой стратегию воздействия, направленную на оказание помощи людям в преодолении личностных нарушений или социального неустройства с использованием групп (при руководстве социального работника или иного специалиста - психолога, врача, педагога). Группы могут формироваться по многим принципам: возрастные, половые, профессиональные, учебные, для совместной деятельности и т.п.
  3. Семейная терапия – работа социального работника или другого специалиста с семьёй, которая рассматривается как целостная единица. Стремясь оказать необходимую помощь в гармонизации внутрисемейных отношений, в преодолении семейных проблем и разрешении внутрисемейных конфликтов, специалист стремится раскрыть внутригрупповые роли членов семьи, их взаимные обязанности, побудить их к более гибкому поведению и т.п.

Социальная профилактика – это сознательная, целенаправленная, социально организованная деятельность по предотвращению возможных социальных, психолого-педагогических, правовых и других проблем и достижению желаемого результата. 7 Приведённое выше определение понятия «социальная профилактика» позволяет выделить основные цели, на достижение которых направлен этот процесс:

  • выявление причин и условий, способствующих возникновению какой-либо проблемы или комплекса проблем;
  • уменьшение вероятности или предупреждение возникновения недопустимых отклонений от системы социальных стандартов и норм в деятельности и поведении человека или группы;
  • предотвращение возможных психологических, социокультурных и других коллизий у человека или группы;
  • сохранение, поддержание и защита оптимального уровня и образа жизни людей;
  • содействие человеку или группе в достижении поставленных целей, раскрытие их внутренних потенциалов и творческих способностей.

Реализация социальной профилактики предполагает использование самых разнообразных приёмов и методов деятельности. На сегодняшний день можно говорить о существовании следующих методов социальной профилактики .

  1. Медико-социальные – направлены на создание необходимых условий для сохранения приемлемого уровня физического и социального здоровья человека. К их числу относятся медико-социальное просвещение, пропаганда здорового образа жизни, медико-социальный патронаж и т.п.
  2. Организационно-административные – создание системы социального контроля, разработка соответствующей правовой и законодательной базу, формирование системы органов и учреждений для осуществления деятельности по социальной профилактике. К этой группе методов относятся социальный контроль и социальный надзор, социальное управление и социальное планирование и ряд других.
  3. Правовые – разработка и создание соответствующей системы правовых норм и правил поведения и деятельности людей во всех областях социальной жизни и создание эффективной и действующей системы контроля за исполнением этих норм и правил. К этой группе методов относятся правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции и т.п.
  4. Педагогические – формирование у различных социальных субъектов социально приемлемой системы ценностей, норм, стереотипов и идеалов, повышение уровня знаний и расширения кругозора. К их числу относятся давно и хорошо всем известные методы образования, воспитания и просвещения.
  5. Экономические – направлены на поддержание приемлемого и достойного уровня жизни человека и создание необходимых условий для удовлетворения его материальных потребностей. Наиболее часто для решения таких задач используются экономическое стимулирование, экономическое поощрение, экономические льготы и экономическая поддержка и т.п.
  6. Политические – создание в обществе эффективной системы политических прав, свобод, ценностей и ориентиров, позволяющих всем социальным субъектам отстаивать свои интересы в социально приемлемых и допустимых рамках.

Социальная реабилитация – это комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта. Это осознанный, целенаправленный, внутренне оранизованный процесс 8 .

Факторы, которые обуславливают потребность субъекта в социальнореабилитационных мерах, можно разделить на две основные группы:

1. Объективные, т.е. социально или природно обусловленные:

  • возрастные изменения;
  • природные, техногенные или экологические катастрофы;
  • тяжёлые заболевания или травмы;
  • социальные катастрофы (экономический кризис, вооружённый конфликт, рост национальной напряжённости и т.п.).

2. Субъективные или личностно обусловленные:

  • изменение целей, интересов и ценностных ориентаций субъекта и его собственные действия (уход из семьи, увольнение по собственному желанию или отказ от продолжения учёбы);
  • девиантные формы поведения и др.

Под воздействием этих и им подобных факторов, человек или группа, во-первых, оттесняются на периферию социальной жизни, постепенно приобретая некоторые маргинальные качества и характеристики и, во-вторых, утрачивают чувство идентичности между собой и окружающим миром. Результатом этих процессов становится ситуация социальной или личностной недостаточности, которая может сопровождаться разрушением человеческой личности.

К средствам социальной реабилитации, которыми располагает современное общество, можно отнести следующие системы:

  • здравоохранения;
  • образования;
  • профессиональной подготовки и переподготовки;
  • средства массовых коммуникаций и массовой информации;
  • организации и учреждения психологической поддержки, помощи и коррекции;
  • общественные и негосударственные организации, работающие в сфере решения специфических социальных и личностных проблем (трудоустройство инвалидов или несовершеннолетних, помощь жертвам сексуального или семейного насилия и т.п.) .

В самом общем виде понятие " социальная адаптация " можно определить следующим образом: это процесс взаимодействия субъекта социальной средой, в ходе которого согласовываются требования и ожидания его участников.

Участвуя в процессе социальной адаптации клиента, социальный работник должен помнить о том, что рассматриваемый процесс представляет собой единство следующих стадий.

  1. Адаптационный шок, под которым понимается общее расстройство функций социального субъекта или системы, вследствие какого-либо потрясения социогенного характера, вызванного резким нарушением привычного взаимодействия с внешней средой 9 .
  2. Мобилизация адаптационных ресурсов. Здесь для субъектов, сумевших пережить стадию адаптационного шока, наступает этап глубокого осмысления ситуации и концентрации усилий на сознательном поиске выхода из неё. Эта стадия связана с активным, сознательным поиском, выбором и освоением на поведенческом уровне новых моделей жизнедеятельности.
  3. Ответ на "вызов среды". Это завершающая стадия процесса социальной адаптации. Её содержание представляет собой реализацию конкретной модели поведения и деятельности, которые выбираются субъектом с учётом собственных адаптивных ресурсов и возможностей, представлений о происходящем, а также основных характеристик социальной среды, в которой протекает процесс социальной адаптации.

Последовательная смена основных этапов социальной адаптации предполагает использование на каждом из них различных механизмов, каждый из которых отличается своеобразием и адаптивными возможностями, появляющимися у человека или группы и решающих с их помощью проблему адаптации к новым условиям своей жизнедеятельности.

В настоящее время в теории и практике социальной работы существуют два основных взаимодополняющих друг друга подхода к определению сущности консультирования 10 . Итак, рассмотрим следующие подходы к социальному консультированию :

  1. Функциональный, при нём консультирование понимается как метод, обеспечивающий клиента практическими советами и помощью, как любая форма оказания клиенту помощи в отношении содержания, процесса или структуры решаемой задачи, когда сам консультант не отвечает за её решение, но помогает тем, кто несёт такую ответственность. При таком подходе консультант выступает как помощник в решении какой-либо задачи или проблемы.
  2. Профессиональный, при нём консультирование рассматривается как особая профессиональная служба, оказывающая услуги гражданам и организациям с помощью специально обученных и квалифицированных лиц, помогающим выявить социальные проблемы клиента, проанализировать их, дать рекомендации по их решению и содействовать, при необходимости, выполнению принятых решений и полученных рекомендаций.

В настоящее время в практике социальной работы в целом и социального консультирования в частности используются следующие формы и способы деятельности:

  • монолог клиента и его последующий анализ совместно с консультантом;
  • диалог, свободная беседа клиента и консультанта;
  • ответы консультанта на прямые вопросы клиента;
  • разнообразные тестирования;
  • различные тренинги и обучения и т.п.

Какую бы форму работы с клиентом не избрал консультант в каждом конкретном случае, необходимо помнить, что любая из них требует от специалиста, во-первых, искреннего желания помочь человеку, во-вторых, деликатности при контакте с ним, и, в-третьих, тщательности, осторожности и постепенности в работе .

2.2 Частные социальные технологии

Прежде всего, рассмотрим социальную работу с бедными и малоимущими . Основой определения бедности для большинства исследователей является наличие у человека или группы возможности удовлетворить свои потребности. При этом, необходимо различать различные виды бедности, существенно отличающиеся друг от друга.

Во-первых, это абсолютная бедность, представляющая собой такое экономическое состояние субъекта, при котором имеющийся у него доход не позволяет удовлетворять даже первичные потребности (в пище, одежде, жилище и т.п.). Абсолютная бедность представляет собой наиболее тяжёлую её разновидность. Человек или группа, находящиеся в этом состоянии, испытывают не только серьёзные материальные затруднения, но, и испытывают и морально-нравственные страдания и переживания. Именно данная категория бедных нуждается в первоочередной помощи и поддержке со стороны государства и общества.

Во-вторых, это относительная бедность, представляющая собой такое материальное и имущественное положение субъекта, при котором имеющийся в его распоряжении доход недостаточен по сравнению с доходами других людей или групп. Эта разновидность бедности связана, в первую очередь, с субъективной оценкой человеком своего материального положения. Реально это положение может быть достаточно благополучным, но в сравнении с положением других восприниматься как бедность.

Относительная бедность тоже является основанием для определённой социальной помощи, но в этом случае эта помощь должна носить, скорее, психологический характер, направленный на переоценку субъектом своего материального положения, своих притязаний и возможностей их удовлетворять.

Основными направлениями социальной работы с бедными и малоимущими слоями населения являются: социальная поддержка и социальная помощь. Социальная поддержка – это деятельность, направленная на активизацию собственных сил и возможностей человека или группы по изменению своего материального и имущественного положения. Это направление работы предполагает, что основные усилия для решения экономических проблем конкретного социального субъекта принимаются им самостоятельно, а социальные работники или другие специалисты оказывают ему в этом необходимую помощь: консультируют, предлагают определённые ресурсы и возможности и т.п.

Социальная помощь – это деятельность, направленная на то, чтобы полностью или частично решить материальные проблемы субъекта через деятельность соответствующих учреждений и организаций. Как правило, объектами социальной помощи становятся те личности и социальные группы, возможности которых самостоятельно решить свои материальные проблемы по тем или иным причинам ограничены.

Основными видами социальной работы с бедными и малоимущими являются:

  • материально-экономическая помощь (пособия, разовые выплаты);
  • социально-бытовая помощь (льготы и компенсации в оплате коммунальных услуг);
  • коммуникативно-психологическая помощь (психологическое консультирование);
  • профессионально-трудовая помощь (профессиональная переподготовка и
  • ориентация, трудоустройство) и др.

Социальная работа с мигрантами также заслуживает подробного рассмотрения. Миграция, миграционный процесс – это перемещение, переселение людей, связанное с изменением места пребывания и проживания сроком не менее чем на шесть месяцев 11 .

Причинами, побуждающими или вынуждающими людей втягиваться в процессы перемещений по территориям, могут быть явления и факторы разного порядка. Чаще всего, к основным причинам миграции относят следующие:

  • социально-экономические (поиск рабочих мест, возможностей для само-
  • реализации, получения образования, вступление в брак и т.п.);
  • политические (преследование по политическим мотивам, политический
  • протест, стремление к распространению своих политических взглядов и принципов);
  • этнические (этническая рознь, угнетение и преследование по этнически признакам, стремление к этническому воссоединению);
  • религиозные (религиозная нетерпимость и рознь, религиозное паломничество);
  • военные (военные действия на определённой территории и желание людей избежать их возможных последствий);
  • экологические (неблагоприятные природные условия региона, экологические катастрофы и т.п.) .

Содержание и основные аспекты технологии социальной работы с мигрантами во многом определяются тем, к какой категории этих лиц они принадлежат. Рассматривая внутреннюю структуру такой социальной общности, как мигранты, необходимо анализировать её по таким основаниям как, во-первых, по направлениям перемещения людей и, во-вторых, по причинам, которые вынудили их к перемещению.

По первому основанию можно выделить такие категории мигрантов как эмигранты (выезжающие из страны) и иммигранты (въезжающие в страну). В этих случаях возникающие проблемы, в основном, носят менее острый характер, так как человек, сознательно принимая решение о въезде или выезде из страны, рассчитывает на определённую поддержку (наличие приглашения на работу или на учёбу, наличие родственников или друзей, у которых можно найти пристанище и т.п.).

По второму основанию выделяются беженцы и вынужденные переселенцы. Это наиболее тяжёлые категории мигрантов с точки зрения обременённости различными сопутствующими проблемами. Именно эти люди нуждаются в социальной поддержке и помощи со стороны государства и общества, в которое они попадают. Поэтому, социальная работа с мигрантами – это, чаще всего, деятельность, направленная на оказание людям срочной или экстренной социальной помощи.

Основным способом решения социальных проблем мигрантов и регулирования миграционных потоков на территории Российской федерации является миграционная политика, представляющая собой совокупность социально-политических концепций и взглядов на миграционную ситуацию в стране, а также конкретных организационно-правовых и социально-экономических мероприятий по регулированию миграционных процессов, направленных на создание условий для обустройства и социальной адаптации мигрантов. Основными направлениями реализации миграционной политики являются:

  • учёт и постоянный анализ миграционной ситуации в обществе;
  • деятельность по оказанию практической помощи, необходимой конкретным категориям мигрантов;
  • реорганизация социальной среды для более эффективной адаптации мигрантов в новых условиях .

Социальная работа с мигрантами осуществляется по следующим основным направлениям.

  1. Трудовая и профессиональная адаптация. Реализация этого направления деятельности предполагает использование трудового и профессионального потенциала мигрантов на новом месте жительства и в новых условиях.
  2. Решение проблем материальной компенсации понесённого мигрантами ущерба. Это направление деятельности предполагает работу по предоставлению мигрантам какого-либо жилья, оказание необходимой медицинской помощи, установление размеров понесённого ими ущерба, назначение и выплату установленных законом пособий и создание первичных условий для последующей социально-психологической и социально-трудовой адаптации и реабилитации.
  3. Формирование и последующее развитие гармоничной системы взаимоотношений мигрантов с местным населением.
  4. Формирование и развитие системы правовой защиты мигрантов, пресечение и недопущение всех форм их дискриминации. При этом, собственно правовые пути и способы решения этой задачи должны дополняться другими: образовательными, просветительскими, информационными, социокультурными и т.п.
  5. Психологическая адаптация и реабилитация мигрантов. В этом случае речь идёт о профессиональной деятельности таких специалистов как психологи и психотерапевты, психиатры и психологи-консультанты.
  6. Создание условий, необходимых для успешной интеграции мигрантов в новое для них общество. Это направление деятельности предполагает принятие мер для достижения реального социального равенства мигрантов и местного населения, создание системы межкультурных коммуникаций, оказание необходимой помощи для включения мигрантов в новую социальную и культурную среду: образовательные услуги, развитие системы социальной защиты, поддержка языка и культуры мигрантов и т.п.

Что касается социальной работы с инвалидами , в современном российском законодательстве принято следующее определение понятия "инвалид" – это лицо, которое в связи с ограничением жизнедеятельности, в силу физических и умственных недостатков, нуждается в социальной помощи и защите 12 . Таким образом, согласно законодательству Российской Федерации, основанием для предоставления инвалиду определённого объёма социальной помощи является ограничение системы его жизнедеятельности, т.е., полная или частичная утрата человеком способности к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением и занятиям трудовой деятельностью.

Виды инвалидности можно выделять и анализировать по целому ряду оснований.

По возрастным характеристикам:

  • дети-инвалиды;
  • инвалиды-взрослые.

По происхождению инвалидности:

  • инвалиды детства;
  • войны;
  • труда;
  • по общему заболеванию.

По способности передвигаться:

  • мобильные;
  • маломобильные;
  • неподвижные.

По степени трудоспособности:

  • трудоспособные (инвалиды 3-й группы);
  • ограниченно трудоспособные;
  • временно нетрудоспособные (инвалиды 2-й группы);
  • нетрудоспособные (инвалиды 1-й группы) .

В соответствии с такой внутригрупповой стратификацией инвалидов как социальной категории в обществе разрабатывается и реализуется соответствующая социальная политика, направленная на защиту интересов этой группы людей. К основным принципам реализации социальной политики в отношении инвалидов относятся:

  • социального партнёрства, совместная деятельность по социальной поддержке и защите инвалидов как государственными, так и негосударственными организациями (общественных, религиозных, политических);
  • социальной солидарности, предполагающий формирование и воспитание у здоровых и трудоспособных граждан готовности помогать инвалидам и поддерживать их;
  • участия, направленный на привлечение самих инвалидов к разработке соответствующих социальных и государственных программ, к решению собственных проблем;
  • социальных компенсаций, создание доступной и комфортной для инвалидов среды жизнедеятельности, предоставление им определённых льгот и преимуществ по сравнению с другими членами общества;
  • государственных и общественных гарантий, предполагающий, что неза-висимо от своего экономического, социально-политического и технологического состояния, общество и государство никогда не бросят инвалидов на произвол судьбы и не откажут им в социальной поддержке и помощи.

Как частную социальную технологию выделяют социальную работу с пожилыми людьми . В соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) пожилые люди подразделяются на категории:

  • лица в возрасте от 60 до 74 лет – пожилые люди;
  • лица в возрасте от 75 до 89 лет – старые люди;
  • лица в возрасте от 90 лет и старше – долгожители.

Социальная работа с этой категорией населения должна строится исходя из присущих ей особенностей и тех социальных проблем, с которыми они сталкиваются в процессе своего социального и личностного функционирования. К основным проблемам пожилого возраста относятся следующие:

  1. Ограничение жизнедеятельности пожилых людей;
  2. Выключение пожилого человека из активной жизнедеятельности и изменение характера его взаимоотношений с окружающими людьми;
  3. Резкое снижение социального статуса пожилого человека в обществе;
  4. Наличия большого количества свободного времени и качество наполнения.

Основными формами социальной поддержки пожилых людей являются:

  • совершенствование и развитие системы пенсионного обеспечения и пенсионного обслуживания, в том числе, негосударственных пенсионных фондов;
  • совершенствование системы пенсионного законодательства и системы социальной поддержки и помощи пожилым людям в масштабах всего общества;
  • обеспечение и развитие трудовой занятости пожилых людей, с учётом их возможностей и способностей и при условии контроля за соблюдением их прав со стороны работодателей;
  • создание и развитие системы учреждений для самореализации пожилых людей и их самоутверждения в новом социальном качестве (клубы, кооперативы, общественные организации и союзы);
  • адресная социальная поддержка одиноких пожилых людей и пожилых супружеских пар;
  • формирование в обществе должного отношения к пожилым людям на всех уровнях его организации .

Основной целью социальной поддержки пожилых людей должно стать обеспечение им возможности войти в новую систему социальных связей и отношений, сохраняя и используя их интеллектуальный, трудовой, социальный и личностный потенциал.

Социальная работа с детьми : в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребёнка (1989 г.) ребёнком признаётся лицо в возрасте до 18 лет, если национальным и государственным законодательством не установлен более ранний возраст совершеннолетия 13 .

Всё множество социальных проблем, с которыми сталкиваются дети, можно с определённой степенью условности разделить на следующие группы:

  1. Порождённые возрастными особенностями детей, (кризис переходного возраста, переход из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие со стороны взрослых и т.п.).
  2. Обусловленные основными характеристиками семьи ребёнка (жестокое обращение с ребёнком, непонимание в семье, отсутствие одного или обоих родителей, экономические трудности и т.п.).
  3. Порождённые деятельностью некоторых социальных институтов и организаций, работающих с детьми (конфликты с педагогами в школе, педагогическая запущенность, детская преступность и т.п.).
  4. Порождённые особенности социально-экономического и социально-политического развития общества (эксплуатация детей, сокращение детских учреждений, дети-беженцы, дети - участники незаконных вооружённых формирований, угроза жизни и здоровью детей).

Основные методы социальной работы с детьми сводятся к следующим:

  1. Социально-психологические, направленные на внутренний мир ребёнка и предполагающие определённую коррекцию его системы ценностей и ориентаций, а также представлений и предпочтений, совершенствование его психологических возможностей и оказание соответствующей поддержки и помощи (методы психодиагностики и психокоррекции, психологическое консультирование и т.п.).
  2. Социально-педагогические, дающие возможность повысить образовательный и интеллектуальный уровень ребёнка, сформировать адекватную окружающим его условиям систему ценностных ориентаций и представлений (методы образования и просвещения, педагогической коррекции и педагогического консультирования).
  3. Социально-медицинские, предназначенные для оказания ребёнку своевременной и необходимой медицинской помощи (лечение, социально-медицинская реабилитация и адаптация, организация необходимой и комфортной среды жизнедеятельности и т.п.).
  4. Социально-правовые, включающие в себя определённые процедуры и операции, позволяющие привести процесс жизнедеятельности ребёнка в соответствие с существующими нормами закона и права (юридическая и правовая защита интересов ребёнка, правовое просвещение, правовой контроль, правовые санкции).
  5. Социально-экономические, направленные на решение проблем материального благосостояния ребёнка, создание необходимых ему для полноценной жизни и развития экономических условий (расширение и совершенствование системы экономических прав и возможностей детей, материальная поддержка и помощь, трудоустройство и т.п.).
  6. Социально-групповые, позволяющие социальному работнику и другим специалистам вести работу с социальным окружением ребёнка (семейное консультирование, коррекция системы отношений в детском коллективе, и организация детских коллективов, ориентированных на позитивную деятельность) .

Заключение

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что при определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во-вторых, особенности социальной работы как одного из видов человеческой деятельности и, в-третьих, особенности объектов, субъектов, содержания, средств и других компонентов социальной работы как определенной целостности. Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в отечественной литературе – они трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального обслуживания и социальными работниками для достижения поставленных целей в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.

Социальные технологии в этой области общественной жизни базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, выявленных социальными науками – социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.

Классификация технологий в социальной работе может быть самой разнообразной, т.к. технологии в социальной работе могут быть классифицированы по различным основаниям.

Разработка и применение технологий будут зависеть от дифференциации объекта. Как известно, объекты социальной работы довольно разнообразны. Это старики и пенсионеры, инвалиды и дети, подростки с девиантным поведением, бездомные, мигранты, неполные, многодетные семьи и др. Каждый из них имеет социально-демографические, психологические особенности, характеристики и специфические проблемы, присущие ему на конкретном этапе жизненного пути.

Для успешного решения социальных проблем необходимо системное применение на практике социальных технологий квалифицированными специалистами.

Список литературы

1. Габдуллина К. Г. Социология. Учебное пособие. Алматы. 1997 г.

2. Горбунова М. Ю. Общая социология. Конспект лекций: Эксмо; 2008 – 160 с.

3. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2 т. Л., 1991, 294 с.

4. Исаев Б. А. Социология. Краткий курс: ООО «Питер Пресс»; Санкт- Петербург; 2010 – 134 с.

5. Козырев Г.И. Основы социологии и политологии. Учебник. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2008. – 240 с.

6. Корель Л.В. Социальная адаптация: этюды апологий. – Новосибирск, 1997.

7. Кузнецова Л.П. Основные технологии социальной работы: Учебное пособие. – Владивосток: Изд-во ДВГТУ, 2002. – 92 с.

8. Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.

9. Новикова С. С. История развития социологии в России М., 1996, 267 с.

10. Подшивалкина В.И. Социальные технологии: проблемы методологии и практики. – Кишинёв: Центральная типография, 1997.

11. Радугин А.А., Радугин К. А. Социология. Москва. 1996 г.

12. Смелзер Н. Социология. Москва. 1994 г.

13. Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. – М.: Союз, 1997.

14. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Холостова Е.И., Сорвина А.С. – М.: ИНФРА-М, 2001.

15. Социальные технологии: Толковый словарь. – М., 1994.

16. Социология. Краткий курс. В. И. Добреньков, А.И. Кравченко. Москва. 2003 г. 49-73 с.

17. Социология. Учебник для вузов. Под ред. В. Н. Лавриненко. Москва. 2003г. 30 – 127 с.

18. Теория и практика социальной работы. В 2-х т. – М.: Союз. – 1994.

19. Технологии социальной работы.: Учебник под общ. ред. проф. – Е.И. Холостовой. – М.: Инфра-М, 2001.

20. Технология социальной работы / Под ред. Зайнышева И.Г. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 240 с.

21. Томас У., Знанецкий Ф. Методологические заметки // Американская социологическая мысль. М.: Международный университет Бизнеса и Управления. 1996. C. 335-357.

22. Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. М.: Гардарики, 2007. – 256 с.

23. Чеснокова В. Из истории изучения социальной стратификации и социальной мобильности (П. Сорокин, У. Уорнер) // Социальная реальность, №5, 2008. С. 81-92.

24. Чеснокова В.Ф. Язык социологии. Курс лекций. М.: ОГИ, 2010.

25. Шкуратова И.П. Самопредъявление личности в общении: монография // Южный федеральный университет, Факультет психологии. – Ростов н/Д: Изд-во ЮФУ, 2009. 192 с.

26. Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1996.

1 Курбатов В.И., Курбатова О.В. Социальное проектирование: Учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001, с.112

2 Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1996, с.268

3 Социальные технологии: Толковый словарь. - М., 1994, с.93

4 Теория и практика социальной работы. В 2-х т. - М.: Союз.- 1994, с.16

5 Энциклопедия социальной работы. В 3-х т. – М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1996, с.290

6 Социальные технологии: Толковый словарь. - М., 1994, с.277

7 Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. - М.: Союз, 1997, с.221

8 Социальная работа. Российский энциклопедический словарь. - М.: Союз, 1997, с.327

9 Корель Л.В. Социальная адаптация: этюды апологий. - Новосибирск, 1997, с.124

10 Словарь-справочник по социальной работе. - М.: Юристъ, 1997, с.135-136

11 Теория и практика социальной работы. В 2-х т. - М.: Союз.- 1994, с.285

12 Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Холостова Е.И., Сорвина А.С..- М.: ИНФРА-М, 2001, с.211

13 Словарь-справочник по социальной работе. - М.: Юристъ, 1997, с.74

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

2015. Методологические основы социальных технологий 36.63 KB
Методологические основы социальных технологий. Происходящие ныне в сфере социальных технологий изменения является технологической революцией вызванные к жизни совокупностью постоянно набирающих силу факторов которые все сильнее охватывают мировое социальное пространство. Быстрое обновление всех сфер общественной жизни значительной части населения планеты цивилизация обретает динамику социальных изменений постоянно сужаются зоны традиционализма. Кроме того заметными темпами происходят мутации и заимствования технологических систем а также...
6294. Типология и классификация социальных технологий 13.01 KB
Действительно глобальные федеральные региональные технологии местного самоуправления и саморазвития личности взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эти технологии позволяют строить различные модели технологизации. По критерию целостности социальных систем различаются универсальные технологии освоения социального пространства на уровне общества нации национальноэтнической группы трудовой ассоциации контактной группы личности. Целостность государственных границ сохранение и укрепление российского государства поиск технологии...
2011. Концептуальная эволюция теории социальных технологий 24 KB
В этой связи теория социальных технологий как и любая другая теория имеет свои идейные и концептуальные основы которые как известно возникали и развивались эволюционно. стала складываться собственно теория социальных технологий как отдельная и самостоятельная отрасль научного знания. возникли теологическое революционистское реформистское и субъективистское понимание природы социальных изменений.
2017. Классификация основных видов социальных технологий 16.35 KB
Рассматривая роль социальных технологий как одного из важнейших элементов управления общественными процессами российский социолог Л. Он предполагает учет живого многообразия внутренних и внешних связей социальных явлений многовариантности и естественности их изменений а также ориентацию на развитие человека как личности на создание для каждого человека возможности реализовать собственный потенциал. В нашем обществе существует потребность в продуманной социальной технологии создания условий для того чтобы общество развивалось без...
7150. Ключевые элементы данных. Назначение и типы ключей. Типы отношений. Построение отношений 31.46 KB
Отношения между таблицами Отношения между таблицами устанавливают связь между данными находящимися в разных таблицах базы данных. Отношения между таблицами базы данных BIBLIO. Отношения между таблицами базы данных BIBLIO.
3914. Классы символов 5.23 KB
Для представления кодов символов используются следующие специальные символы: xhh – соответствует символу с шестнадцатеричным кодом hh в однобайтовой кодировке; uhhhh – соответствует символу Unicode с шестнадцатеричным кодом hhhh. Управляющие символы определяются в регулярных выражениях с помощью следующих специальных символов...
6603. Классы и объекты 27.86 KB
Значения аргументов функции по умолчанию C позволяет присваивать параметрам функции значения по умолчанию в том случае когда при вызове функции не указываются соответствующие аргументы...
266. Основы и классы глагола 7.15 KB
Если все формы существительных и прилагательных имеют одну основу то глагольные формы – две основы: основу прошедшего времени и основу инфинитива. От основы прошедшего времени образуются формы повелительного наклонения причастия прошедшего времени деепричастия несовершенного вида. От основы инфинитива образуются формы прошедшего времени условного согласовательного наклонения причастия прошедшего времени деепричастия совершенного вида. Основа прошедшего времени выделяется из формы 3 лица мн.
3823. Классы неорганических соединений 18.39 KB
Кислотные и основные оксиды реагируют между собой образуя соли: CO2K2O = K2CO3; SiO2CO = CSiO3. Кислоты реагируют с основными оксидами с образованием соли и воды: 2HClMgO = MgCl2H2O. Кислоты взаимодействуют с основаниями с образованием соли и воды реакция нейтрализации: H2SO4CuOH2 = CuSO42H2O. Кислоты реагируют с амфотерными гидроксидами оксидами с образованием соли и воды: 2HClZnOH2 = ZnCl22H2O.
2158. Классы, как совокупность данных 32.8 KB
Класс – это определяемый пользователем тип, это абстрактный тип, он описывает модель реального физического объекта, которая представляет собой совокупность данных (характеристик объекта) и функций (описывающих поведение объекта).

Основным инструментом практической социальной работы выступают так называемые социальные технологии.

Технология (от греч. techne - искусство, мастерство, умение + logos – учение) - наука о способах и средствах обработки и качественного преобразования объекта.

Технология понимается как совокупность процессов обработки или переработки материалов. Одновременно технология может быть определена как совокупность основных характеристик и элементов (составляющих) процесса производства того или иного продукта.

Технология может быть определена еще и как оптимальная последовательность использования средств воздействия на предмет труда с целью достижения результатов в определенный срок.

Технология выступает заключительным звеном деятельности, практическим воплощением задуманного и осуществляемого. В этом особенность функционирования технологии и значимость для любого вида деятельности, в том числе и для социальной работы. Сегодня понятие «технология» получило широкое применение, благодаря чему оно используется во всех сферах жизнедеятельности человека и прочно утверждается в социальной и духовной сфере.

Мы живем в эпоху технологизации всех сфер жизнедеятельности человека, являющейся с одной стороны результатом проникновения техники во все элементы профессиональной деятельности и быта, а, с другой стороны, результатом усиления влияния науки и научного точного знания на социальную действительность, на систему социальных коммуникаций. Следовательно, вольно или невольно, мы сталкиваемся с необходимостью технологизации социальных процессов, которая сводится к: разграничению, разделению, расчленению процесса на внутренние взаимосвязанные этапы, фазы, операции; координации и поэтапности действий, направленных на достижение искомого результата; однозначности выполнения включенных в технологию процедур и операции.



Технологизация - это процесс, т.е. устойчивая, повторяющаяся, последовательная по времени смена содержания деятельности с единым замыслом. Понятие «процесс» рассматривается так же, как синоним понятий «изменение», «развитие», «переход объектов из одного состояния в другое». Важно подчеркнуть отличие социальных процессов от экономических, политических и других общественных процессов. Оно состоит в том, что субъектом движения здесь является социальное качество человека и общества. Своеобразие социальных процессов состоит в том, что они пронизывают все процессы общественной жизни, так как изменение личности, семьи, класса, других социальных групп (с точки зрения их социального положения, реализации потребностей и интересов) затрагивает все стороны их жизнедеятельности.

Основу технологического процесса составляют три компонента: 1) алгоритм действий (операций), т.е. точное соответствие последовательности операций, которые преобразуют объект (в том числе объект социальной работы) и переводят его в искомое состояние; 2) операции как простейшие действия, направленные на достижение конкретной цели; совокупность операций, объединенных общей целью, составляют процедуру технологического процесса; 3) инструментарий как арсенал средств, обеспечивающих достижение цели воздействия на личность, социальную группу, общность.

Для технологического процесса характерны следующие основные процедурные этапы: 1) формулирование цели воздействия на основе сбора информации и определения проблемы; 2) выработка и выбор способов воздействия; 3) организация воздействия; 4) оценка и анализ результатов воздействия

В настоящее время все активнее используется понятие «социальная технология».

Теоретическим основанием социальных технологий считаются эмпирический опыт и закономерности, открытые социальными науками. К. Поппер трактует социальную технологию как способ применения теоретических выводов социологии в практических целях. По К. Манхейму, социальная технология – это система научно обусловленных социально-политических акций, призванных рационально регулировать конкретные социальные процессы. Объектом воздействия социальной технологии должны быть главным образом социальные группы, групповое сознание, групповые отношения, ценности, нормы.

Герасимова Е. Ю. определяет социальную технологию как:

· специально организованную область знания о способах и процедурах оптимизации жизнедеятельности человека в условиях возрастающей взаимозависимости, динамики и обновления общественных процессов;

· способ осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения;

· метод управления социальными процессами, обеспечивающий систему их воспроизводства в определенных параметрах качества, свойства; объемы; целостность деятельности.

Зайнышев И. Г. выделяет два аспекта понимания социальной технологии. Во-первых, в широком плане – как систему теоретических знаний и практику, которая представляет собой организацию, алгоритм и всю совокупность средств, способов и приемов воздействия на различные объекты социальной работы. Во-вторых, как совокупность частных технологий, специфика которых обусловлена конкретным субъектом и объектом социальной работы.

Таким образом, социальную технологию следует трактовать как совокупность методов определения, диагностирования и преобразования социального объекта с целью достижения заданного результата . Особенностью социальной технологии является возможность ее многократного использования для решения сходных задач.

Социальные технологии можно трактовать двояко: во-первых, как способы применения теоретических выводов той или иной науки в решении практических задач; во-вторых, как совокупность приемов, методов и воздействий, которые применяются для достижения поставленных целей в процессе социального развития, решения тех или иных социальных проблем.

Выделяют два компонента социальных технологий: 1) программы, содержащие процедуры и операции (как способы и средства деятельности); 2) сама деятельность, построенная в соответствии с этими программами.

Социальные технологии можно рассматривать как конкретизацию, своеобразное следствие технологизации в социальной сфере. В этом случае их можно интерпретировать как способы осуществления деятельности на основе ее рационального расчленения на процедуры и операции с их последующей координацией и синхронизацией и выбора оптимальных средств, методов их выполнения.

Социальные технологии могут быть классифицированы по ряду оснований . К числу наиболее значимых оснований относятся:

По масштабам решаемых социальных проблем:

Универсальные социальные технологии;

Частные социальные технологии.

2. По уровню социальной деятельности:

Глобальные социальные технологии, используемые в масштабах всего человечества; - региональные социальные технологии, дающие эффект при решении проблем в условиях конкретного региона;

Национальные социальные технологии, основанные на особенностях национальных традиций, психологии менталитета и т.п.;

Государственные технологии, позволяющие решать социальную проблему в пределах конкретного государства;

Муниципальные и пр.

3. По характеру решаемых задач:

Функциональные социальные технологии, предназначенные для обеспечения оптимального и результативного функционирования существующих социальных систем в различных сферах общественной жизни;

Инновационные социальные технологии, направленные на обеспечение оптимального перехода различных социальных систем в иное качество;

Технологии разрешения социальных противоречий и конфликтов, позволяющие найти и реализовать наиболее оптимальные пути и методы решения подобных проблем.

4. По характеру воздействия на социальные процессы:

Формирующие социальные технологии, позволяющие создать новый социальный объект;

Стимулирующие социальные технологии, предметом воздействия которых являются отдельные стороны процесса функционирования данного объекта;

Сдерживающие социальные технологии, определённым образом регулирующие процесс функционирования социального объекта;

Разрушающие социальные технологии, результатом действия которых становится исчезновение социального объекта в целом или какойлибо его части.

5. По характеру и содержанию используемых средств:

Организационно-распорядительные и административные социальные технологии;

Социально правовые технологии;

Медико-социальные технологии

Психологические технологии;

Педагогические технологии и т.п.

Именно социальная работа как системная трудовая деятельность выступает сугубо специфической областью реализации и применения социальных технологий.

2. Технологии социальной работы: их содержание, составляющие, виды

В литературе чаще всего рассматриваются «практические» технологии социальной работы, т.е. технологии, применяемые к практике социальной работы. Это касается, в том числе, учебной деятельности и технологий учебного процесса. Однако надо иметь в виду, что эти технологии (практические и учебные) основываются на накопленном опыте, систематизации знаний в этой области.

В соответствии с таким подходом можно классифицировать технологии, применяемые в социальной работе . При этом имеются в виду три аспекта социальной работы, в которых технологии выступают преимущественно в форме знаний (наука), знаний и умений (обучение), а также знаний, умений, опыта и практики (практическая деятельность). Технологии социальной работы можно разделить на три большие группы:

1) общие и частные технологии (нередко называемые в литературе функциями, направлениями социальной работы). Это социальный диагноз, социальная терапия, социальная реабилитация, социальная профилактика, социальный контроль, социальное страхование, социальное обслуживание в сфере быта, социальное посредничество, социальное попечительство. Каждая из них включает как научный (теория), так и практический и учебный компоненты.

2) технологии социальной работы с разными группами, слоями, общностями, а также с отдельной личностью. Теоретическое их содержание сводится к выявлению особенностей применения технологий первой группы с учетом знания специфики данной группы объектов социальной работы;

3) технологии социальной работы в различных сферах жизнедеятельности, которые представляют собой систему знаний применения общих и частных технологий с учетом особенностей каждой сферы жизнедеятельности социальной направленности (образования, здравоохранения и др.) и структуры этих сфер.

Существует классификация технологий с учетом уровней социальной работы: индивидуально-личностный, социально-групповой и социетальный (местный, региональный, федеральный, а также континентальный и мировой). Несомненно, что теоретическая компонента в каждой из них различна.

По-разному определяются технологии социальной работы в профессиональной и непрофессиональной деятельности. Интересующий нас компонент - теория - здесь представлен, естественно, прежде всего, в профессиональной социальной работе.

Технологии социальной работы (с учетом всех трех ее компонентов) классифицируются в зависимости от преобладания тех или иных сторон. Так, в социально-экономических, социально-правовых, социально-педагогических, социально-психологических, социально-медицинских технологиях имеет место сочетание теоретических знаний социальной работы в целом и знаний в области экономики, права, педагогики, психологии и медицины.

Технология социальной работы и ее теоретический компонент, самым органическим способом связаны с социальными технологиями в целом: глобальными (знание глобальных проблем современности и «выход» технологий за рамки национально-государственных образований); инновационными и рутинными (знание новых и старых методов решения проблем); историческими (знание решения социальных проблем на разных этапах истории своей страны и других стран) и др. Теоретический компонент технологий в социальной работе особенно наглядно представлен и выражен в информационных социальных технологиях. Это объясняется значимостью информации в современном обществе, получившем название информационного.

Конкретная технология социальной терапии с индивидом вырабатывается на уровне индивидуального взаимодействия, а в последующем и групповой работы. Методы социальной терапии предполагают определенную технологию построения взаимодействия между социальным работником (психосоциальным терапевтом) и клиентом.

В практической деятельности специалист социальной работы постоянно сталкивается с соматическими и психологическими проблемами клиентов. Владение методами социальной терапии помогает выявить внутренние факторы развития человека, причины и мотивацию его поведения.

Существуют различные варианты технологического решения проблем в индивидуальной социальной работе: Так, еще в 1928 г. на Милфордской конференции были определены факторы, обусловливающие правильный выбор технологического решения социальных проблем: знание типичных отклонений от общепринятых норм социальной жизни; ознакомление с подробностями жизни конкретного человека, оказавшегося в затруднительном положении; применение общепринятых методов изучения и оказания помощи людям, которые нуждаются в социальной поддержке; использование средств и ресурсов местных органов (общественных организаций); применение знаний и накопленного опыта в сочетании с требованиями индивидуального подхода; понимание теоретических основ, определяющих цели, этику и особенности адресной помощи в социальной работе.

Социальные технологии, применяемые в практике социальной работы, представляют собой зафиксированные знания и навыки, выраженные, хранимые и передаваемые в вербальной или письменной форме, благодаря чему их можно передавать от поколения к поколению, от одного социума к другому.

Однако практика показывает, что во многом социальная работа профессионалов основана, по существу, на методе «проб и ошибок», интуиции, упорстве, выдержке, готовности понять проблемы индивида, пойти на определенное самопожертвование. Это прекрасно, но сегодня этого недостаточно.