Как сделать проект живая азбука 1. Проект «Живая Азбука

Технологическая карта урока по литературному чтению. Ф.И.О. учителя: Алгасова Валентина Петровна Предмет литературное чтение 1 класс Тема урока: Творческий проект «Живая азбука» Цели и задачи: Образовательные: закрепить знания о буквах; обучить детей самостоятельно работать, добывать знания и применять их в конкретной ситуации; умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Развивающие: развитие коммуникативных умений учащихся, творческих способностей; Воспитательные: повышение интереса к чтению, воспитание ответственности за порученное коллективное дело. Продукт проектной деятельности: продуктом в данной работе является монтаж по буквам, создание книжек малышек. Оборудование: «Азбука» В. Г. Горецкий, компьютер, телевизор, презентация, карточки с индивидуальными заданиями. Межпредметные связи: окружающий мир, русский язык

Планируемые результаты: Предметные Научиться правильно называть буквы в алфавитном порядке; Научиться применять знание алфавита при чтении Регулятивные: Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Создавать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания. Познавательные: Делать выводы о результате совместной работы класса и учителя. Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять и обобщать. Развивать умение работать с разными видами информации. Способствовать высказыванию детьми своего мнения, оцениванию своей деятельности на уроке. Коммуникативные:

Слушать и понимать речь других; Уметь оформлять свои мысли в устной форме Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками. Личностные: Понимать причины успеха в учебной деятельности. Сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение у уроку, понимание необходимости учения. Способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности. Работать над осознанием ответственности за общее дело. Этапы урока Организ ационны й Деятельность учителя Деятельность учащихся Формируемые УУД ­ Прежде, чем нам начать урок чтения, проверьте, все ли у вас готово на рабочем столе: учебник «Азбука», ручка, карточки с буквами. Учащиеся проверяют готовность к уроку. Личностные: Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

Мотива ционны й момент 2. Актуал изация знаний. Повторе ние изученн ого материа ла Дети получают эмоциональный настрой. Метапредметные: Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками. Встаньте все прямо, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вот с таким настроением мы начнем сегодняшний урок. Доброе утро! Солнцу и птицам! Доброе утро улыбчивым лицам. Пожелайте друг другу успехов на сегодняшний урок. ­Откройте, пожалуйста, свои Азбуки на страницу 110. Прочитаем стихотворение Ильи Резника. Молодцы. Прочитали хорошо. Вспомните, что вы знаете о речи? Речь бывает устной и письменной. Коммуникативные: ­Какая речь бывает? ­Где мы встречаемся с письменной речью, а где с устной? ­ Что вы знаете о предложении? Предложение начинаем писать с большой буквы. В конце предложения ставим точку, вопросительный знак, восклицательный знак. Слушает и понимает речь других; оформляет свои мысли в устной форме.

Работа в группе Ветер сдул слова с места, Помогите вернуть их на место. Игра «Допишите предложение». Вместо точек записать слова. Машина стоит в …. Брат хорошо играет на …. Мама купила сочные, сладкие … Под березой нашли… Папа любит читать …. ­ Из чего состоят предложения? А слова? Работа в паре. Буквы решили пошалить. Они разбежались по листку. Раньше они были словами. Найдите эти слова. С Ш А У Б О Л Г Е Н Ь Машина стоит в ….(гараже) Брат хорошо играет на ….(гитаре) Коммуникативные: Мама купила сочные, сладкие … (груши) Под березой нашли…(грибы) Папа любит читать ….(газеты) Из слов. Из слогов. (Шуба, бег, огонь, лень, шаль, боль, сено, сало, шанс.) ­ принятие решения; ­ владение монологической и диалогической речью; ­контроль оценки и действий партнёра; ­умение с достаточной точностью выражать свои мысли Познавательные УУД: ­ориентируется в своей системе знаний Коммуникативные: ­ работа в паре; ­ владение монологической и диалогической речью; Звуки бывают гласные и согласные. ­контроль оценки и действий

­ Какими бывают звуки? Много звуков есть на свете: Шелест листьев, плеск волны, А бывают звуки речи, Мы их точно знать должны! Звуки точно произносим, Слушаем внимательно, Буквы правильно читаем, И поём ­ стараемся! ­ Ребята мы закончили с вами изучать нашу первую книгу – Азбуку. Поздравляю вас с этой школьной победой. партнёра; ­умение с достаточной точностью выражать свои мысли Регулятивные: ­ оценка деятельности класса ­ саморегуляция в ситуации затрудненмя 3 Решение учебной задачи ­ Ой, смотрите, кто к нам пришёл в гости! Азбука: ­ Здравствуйте, мои юные друзья! Сегодня я пришла к вам, чтобы узнать, хорошо ли изучали мою книжку, всю ли прочитали и что вы открыли для себя нового. Здравствуйте! Наш проект называется «Живая азбука». ­ Цель нашего проекта: изучение букв русского алфавита. ­ Для этого надо было освоить две

Учитель: Ученики создали проект «Живая азбука». Давай их послушаем. части «Азбуки». Читать детские книжки. Оформить книжку – малышку. ­ Мы стали изучать Азбуку. Согласные перед А,О,У,Ы,Э – твёрдые. (Дети читают стихи и вывешивают свои картинки на доску.) 1 Буква А, буква А – алфавиту голова. Знает Вова, знает Света, А похожа на ракету. 2 Посмотри на колесо – и увидишь букву О. 3 У – сучок. В любом лесу ты увидишь букву У. 4 Над лугами в синеве пролетает буква Э. Это ласточка весной, возвращается домой. 5 А бедняжка буква Ы бродит с палочкой, увы. А перед Я, Ю, Е, Ё, И – мягкие. 1Е на грядке пригодилась – вместо грабель потрудилась. 2 Буква Е передохнула, Физкультминутка

Буква Е В алфавите, в букваре, (Хлопки в ладоши.) Проживала буква Е. Как­то раз она шагала (Ходьба на месте.) По тетрадке не спеша, Замечталась и упала, (Приседания.) Превратилась в букву Ш... Школьник был, конечно, рад: (Наклоны туловища влево­ вправо.) Вот так буква­акробат! (Хлопки в ладоши.) . как тот час же на неё пара птенчиков вспорхнула – получилась буква Ё. 3 На калитку посмотри: чем она не буква И? 4 Чтобы О не укатилось, крепко к столбику прибью. Ой, смотрика ­ ка, что случилось: получилась…буква Ю 5 Каждый знает: буква Я самая хвастливая. ­ Мы знаем, согласные звуки по глухости и звонкости дружат парами. 1Разыгралась буква Б и бараном блеет: ­ Бэ –э­э­э! 2Словно букву В, Алёна держит трубку телефона. 3Перед вами буква Г стоит подобно кочерге. 4Вот стоит, дымок пуская, буква Д – труба печная. 5Эта буква широка и похожа на жука. И при этом точно жук издаёт жужжащий звук: ж­ж­ж­ж­ж! 6На эту букву посмотри: она совсем как цифра три.

1Ай да клоун! Знаешь, кто он? Этот клон – буква К! 2 На хоккее, на футболе буква П – ворота в поле. 3 Полумесяц в небе тёмном буквой С повис над домом. 4 Буква Т тебя укроет от дождя, от снега, зноя. 5 С этой буквой на носу филин прячется в лесу. 6 Посмотри на буква Ш – буква очень хороша, потому что из неё можно сделать Е и Ё. В русском алфавите пять самых звучных согласных. 1Между двух прямых досок одна легла наискосок. Эта буква не простая, голос краток и сердит, потому что запятая на её плечах сидит. 2 Алфавит продолжит наш буква Л – лесной шалаш. 3Вот качели – буква М!

Здесь качаться можно всем! 4 Н­ натянутая сетка, сетку держат очень крепко. Приходите к нам во двор ­ поиграем в волейбол. 5 Буква Р – на мачте парус, вдаль плывёт, небес касаясь. Цэ, Чэ, Ха, Ща – глухие без пары 1 Х – забавная игрушка, деревянная вертушка – ветру вольному подружка. 2 Буква Ц – внизу крючок, точно с краником бачок. 3Да, вы правильно решили: Ч мы пишем как четыре. Только с цифрами, друзья, буквы путать нам нельзя. 4 Буква Щ поможет нам чистить зубы по утрам. Мягкий знак и твёрдый знак Нам без вас никак нельзя. 1Как мы пишем твёрдый знак? Твёрдый знак мы пишем так: колесо и спичка, позади косичка. 2Нарисуем мягкий знак нежно капелькой вот так:

букву капелька смягчит­ слово мягко прозвучит. ­ Вот такие наши буквы, Славный русский алфавит. Знать его отлично должен Каждый, каждый ученик. Азбука Если хочешь много знать, Многого добиться, Обязательно читать Должен научиться. Припев: Азбука, азбука Каждому нужна, Нам поможет книжки Прочитать она! 2 куплет: Надо буквы нам писать Аккуратно в строчку. Надо их запоминать Без ошибки – точно. Припев: 3 куплет: Книжки могут рассказать Обо всём на свете. Очень любят их читать Взрослые и дети.

Припев: ­ Итак: Азбуку мы освоили. В результате мы стали читать больше книжек. В школьной библиотеке мы прочли пятьдесят шесть книжек. В сельской библиотеке – сто сорок четыре книжки. Итогом нашего проекта стала книжка – малышка. Спасибо за внимание! АЗБУКА ­ Ребята, большое вам спасибо! Я не зря пришла к вам. Я убедилась,

Оценивают личный вклад в совместную учебную деятельность, достижение поставленной цели. что вы выучили все буквы и умеете читать. ++++++++++++++ Надеюсь что, вы ко мне не заглянете! А я пойду к другим детям. Им тоже нужно учиться. Учитель: ­ Ребята, давайте на прощание скажем СПАСИБО нашей дорогой АЗБУКЕ. ­Что вам нужно было сделать? ­Какое настроение у вас по окончании работы? ­ Что запомнилось больше всего? Что понравилось? ­ А может, что­то не понравилось? Почему? ­ Спасибо вам за работу. Мне понравилось с вами работать. Вы все молодцы! 4 Рефлекс ия Регулятивные: Оценивает правильность выполнения действия:

Личностные: Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования. – М.: Просвещение, 2010. О. Е. Жиренко, Л.А. Обухова «Поурочные разработки по обучению грамоте» ­ Москва – ВАКО, 2012. В. Волина «Учимся играя» ­ «Новая школа» Москва, 1994. О. Е. Жиренко, Л.Н. Яровая «Внеклассные мероприятия» 1 класс ­ Москва – ВАКО, 2006. Н.И. Борзова, В.Р. Степанов «Азбука в кроссвордах» Чебоксары 1993. Литература

Проект «Живая Азбука» (1 класс)

Проект рассчитан на три недели, проводится в 1 классе в конце периода обучения грамоте (март).

Все этапы проекта логически связаны между собой – от изучения отдельных букв до чтения книг.

Цель проекта:

Подведение итогов работы по Азбуке.

развитие познавательной активности и творческих способностей детей,

развитие коммуникативных навыков, умения работать сообща и дружно с одноклассниками, формирование коллектива,

воспитание у учащихся интереса к учебе, к чтению.

Оборудование:

Мультимедийный проектор, экран для проектора, диск с компьютерной презентацией,

Творческие работы детей (рисунки, сочинения),

Выставка детских книг (энциклопедии, сборники сказок).

ПЛАН ПРОЕКТА

Действия учеников

Действия учителя

Организационный этап

Организует классный час, на котором совместно с учениками принимает решение об участии в проекте, предлагает детям примерный план этапов.

Основные этапы

1.Знакомство с Азбукой

Каждый ученик выполняет творческую работу «Портрет буквы»

Совместно с учителем дети выбирают из «Азбуки» сказку для инсценировки, распределяют роли

Стимулирует детей на выполнение творческих работ,

Помогает детям в инсценировке выбранной сказки, проводит репетиции

2.Посещение школьной библиотеки

Знакомятся с библиотекарем,

Участвуют в беседе о правилах обращения с книгами, делятся своими знаниями о литературе, рассматривают книги

Договаривается со школьным библиотекарем о времени посещения,

Сопровождает учеников,

Нацеливает детей на выполнение творческой работы по итогам посещения

3.Наши любимые книги

Подбирают загадки и пословицы о книгах,

Приносят в класс свою любимую книгу,

Подбирает стихи о книгах и предлагает детям выучить их для праздника,

Помогает детям организовать в классе выставку любимых книг

Заключительный этап «Праздник Букваря»

Презентация проекта

В мероприятии принимают участие учитель, ученики и их родители. Подведение итогов проекта, вручение наград и памятных дипломов об окончании «Букваря».

Планируемые результаты

В проекте участвуют все дети, каждый ученик находит для себя интересное задание, имеет возможность проявить свои способности, почувствовать себя успешным (кто-то впервые отважится прочитать свою творческую работу перед аудиторией, кто-то сам впервые сочинит стихи).

В процессе подготовки и проведения проекта дети лучше узнают друг друга, работа над проектом способствует созданию дружного коллектива, что особенно важно в первом классе.

1.Организационный момент.

Прозвенел сейчас звонок

Начинается урок.

Дети, встали все красиво. Сегодня нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть чему вы уже научились в школе. Давайте, поздороваемся с нашими гостями.

Мы пришли сюда учиться, не лениться, а трудиться

Работаем старательно, слушаем внимательно.

Если хочешь отвечать, надо руку поднимать.

Если спросят, надо встать, четко, громко отвечать.

2. Постановка цели урока.

Сегодня мы с вами отправимся в необычное путешествие, мы побываем в городе. где живут... отгадайте сами:

Чёрные, кривые, от рождения немые,

Сядут в ряд, все заговорят(буквы).

Мы сегодня побываем в городе, где живут буквы. Мы с вами закончили изучение Азбуки. Сегодня мы ещё раз повторим всё, что мы узнали о буквах, прочитаем стихи и загадки, постараемся оживить буквы. Поэтому наш проект так и называется «Живая азбука». (слайд 1-3)

3. Повторение изученного.

Итак, мы с вами попали в необычный город Букваринск. В этом доме живут буквы, обозначающие гласные звуки. Назовите их. А здесь живут буквы, обозначающие парные согласные. Здесь живут звонкие согласные, а здесь глухие согласные. А здесь живут две буквы, которые не обозначают звуков.

читают стихотворение И.Токмаковой « Букваринск»

Был на речке на Чернильной
Город маленький, не пыльный,
С незапамятных времен
Букваринском звался он.
Там, не ведая невзгод,
Очень славный жил народ:
Хлебосольный, Незлобивый,
Дружный и трудолюбивый.

А - аптекарь,
Б - бочар,
В - валяльщик,
Г - гончар,
Д - дробильщик здоровенный,
Е - ефрейтор, он военный,
Ж - жестянщик-простачок,
З - закройщик-старичок,
И - историк бородатый,
К - красильщик
М - маляр,
Н - носильщик,
О - овчар,
П - писатель,
Р - радист,
С - сапожник,
Т - турист,
У - бесстрашный укротитель,
Ф - чудак фотолюбитель,
Х - художник-баталист,
Ц - известный цимбалист,
Ч - чудесный часовщик,
Ш - шофер, большой шутник,
Щ - щенок его Букетик,
Э - электрик-энергетик,
Ю - юрист, а дальше
Я – это я, мои друзья!

Слайд (4-7) разбор лексического значения слов

Вот такие трудолюбивые жители нашего городка.

Какие ещё вы знаете пословицы о труде?

4. Презентация проектов.

Вы тоже подготовили рассказы о буквах, нарисовали их портреты. Давайте послушаем вас.

Буква У и Г (Антонида)

Физпауза: танец маленьких утят.

Буква А (Ярослав) Буква Р (Андрей) Буква К (Виалетта) Буква С (Даша) Буква Я (Оксана) Буква В (Егор) Буква Л (Лиана) Буква Б (Даниил) Буква Ц (Настя) Буква П (Ильдар) Буква М (Параскева)

5. Подведение итогов.

Посмотрите какие разные жители нашего Букваринска, сколько интересного мы про них узнали и ещё будем узнавать, потому что мы научились читать. Стих «Как хорошо уметь читать». А теперь пора нам простится с нашей первой книгой. и сказать ей «Спасибо!» . А ваши проекты мы соберём в одну книгу и подарим будущим первоклассникам, чтобы они тоже выучили все буквы и научились читать. Вы хорошо поработали, спасибо!

Врач умеет очень просто
Наше горло проверять -
Он всегда при этом просит
Эту букву называть.

Астра, азбука, айва
Начинаются на А.
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.

Повтори за мной:

У Аграфены и Арины растут георгины.

Астроном, адвокат и один альпинист,
Архитектор, аптекарь и даже артист
Сели однажды на карусели.
Не удержались и вниз полетели:

Однажды букве А стали задавать вопросы, а она на них отвечала:

Какие фрукты ты любишь? – апельсины, абрикосы, ананасы

Кем ты хочешь стать? – альпинистом, астрономом, архитектором

Где хочешь жить? – в Африке, Америке, Австралии

Каких ты знаешь птиц? - аист, альбатрос

Какие любишь цветы? астры

Буква Б - вторая буква русского алфавита. Буква Б обозначает парный согласный звонкий звук.

Раньше, по старославянски, буква называлась "буки", что переводится на русский язык как "буква".

Повтори за мной:

1. Белые бараны били в барабаны.

2. Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Боря-Боренька бычок,
Боря беленький бочок
Боря берегом бежал,
Боря бабочек бодал

Однажды случилась беда, буква Б потерялась. Бусы у девочки превратились в усы, а ей усы не нужны. Болото, подари нам букву Б, - блеял барашек на берегу болота.

Буква Б мне самому нужна, булькнуло в ответ болото.

Тогда барашек побежал к бабушке и попросил у нее:

Бабушка, помоги. Нам буква Б нужна.

Если я отдам свою букву Б, у девочки не будет бабушки, сказала бабушка и вдруг охнула: - Беда, у меня блинчики подгорают.

Бабушка успела спасти блинчики, и беда исчезла, осталась только вкусная еда. Бабушка, барашек и девочка в блестящих бусах ели вкусные блинчики и приговаривали:

Хорошо, что беду превратили мы в еду.

Буква «В»
1. «В» - буква очень важная,
Воображала страшная.
Грудь колесом, живот надут,
Как будто нет важнее тут.

2. Ветер, волк, волна, ватрушка,
Вальс, вода, восток, волнушка...
Автор выделил везде
Все слова на... букву В.

3. В своём саду В видеть рад
Восемь вишен, виноград.
Очень вкусное варенье
Варит В по воскресеньям.

4. Вова любит Виноград,
И Вишневый лимонад.

5. Воробей - Весёлый Вор,
Вишню в клюВ - и на забор!

6. Воробей! Воробей!
Начирикай нам вестей!
«Чик-чирик, весна идет!
Вон вокруг вода течет,
Верба в поле расцвела,
Чик-чирик весна пришла!»

Буква «Д»

Буква Д - пятая буква русского алфавита. Буква Д обозначает согласный звонкий звук: твердый [Д] и мягкий [Д"].

Раньше, по старославянски, буква называлась "добро".

Дело в том мои друзья,
Что без Д, никак нельзя,
Дима, Даша и друзья,
Построить Дом без Д нельзя!

***
В мире не бывает доктора добрей
Всем он помогает: доктор - друг детей.
К доктору ходите, маленькие дети
Этот самый доктор лучше всех на свете!

***
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил как долотом!

Однажды букве Д стали задавать вопросы, а она на них отвечала:

Твой любимый месяц? Декабрь

Кем хочешь стать? Дирижером, директором, дрессировщиком

Где любишь отдыхать? В деревне, на даче

Какие любишь фрукты? Дыню

А где ты спишь? На диване

Буква «Ж»

Однажды букве Ж стали задавать вопросы, а она на них отвечала:

Каких животных ты знаешь? Жираф, жаба

Кем ты хочешь стать? Жонглером, журналистом

Каких ты знаешь птиц? Жаворонок, журавль

Кого ты боишься? Жуков, жужелиц

Что тебе нравится летом? Жара

Эта буква широка

И похожа на жука.

И при этом, точно жук,

Издает жужжащий звук: «ж-ж-ж».

Буква Ж

Я поймал букву Ж, - мальчик показал маме жука.

Он похож на букву Ж и жужжит, как Ж, – согласилась мама.

Ж-ж-ж-ж, отпусти меня домой! – зажужжал испуганный жук.

Хорошо, но где твой дом? – спросил мальчик.

В большом пне, на нижнем эта ж-ж-ж -е, - объяснил жук.

Мальчик отпустил жука и долго смотрел на чудо-пень, населенный разными букашками.

Жалко, жук улетел, и у нас нет буквы Ж, - сказал он маме.

Разве ты не слышишь? – удивилась мама.

« Ж-ж-ж » – жужжали пчелы. « Ж-ж-ж,» – жужжали мухи.

Здесь повсюду буква Ж! – обрадовался мальчик.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

МБОУ «СОШ с.Псяк » Проектная деятельность Проект «Живая Азбука» 1 класс

Проект «Живая Азбука» 1 класс Цель проекта: обобщить знания о буквах русского алфавита; учиться искать информацию (стихи, загадки и т.д.) в сотрудничестве со взрослыми; учиться работать в группе. «Детская цель» проекта: Представить выбранную букву в интересной форме. Задачи: закрепить знания о согласных и гласных звуках, твёрдых и мягких согласных, об обозначении звуков буквами, алфавите; развивать самостоятельность, творческие способности, речь; прививать интерес к обучению в школе; формировать навыки общения и сотрудничества; воспитывать бережное отношение к природе.

Проект «Живая Азбука» 1 класс Продолжительность работы – долгосрочный. Предметные области – уроки обучения грамоте. По числу участников – коллективный. По доминирующей деятельности – информационно-творческий. Характер координации – непосредственный. Оборудование – альбомные листы, цветная бумага, ножницы, клей, картинки,карандаши, природный материал и другие материалы. Участники – педагог, ученики 1 класса и их родители.

I этап ПОГРУЖЕНИЕ В ПРОЕКТ Учитель: Знакомит с замыслом; формулирует проблему проекта, сюжетную ситуацию, цели и задачи; мотивирует учащихся. Ученики: Происходит вживание в ситуацию (ребятам понравилась идея)

II этап ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель: организует деятельность, предлагает спланировать работу по решению задач проекта, возможные формы презентации, вовлекает родителей в проект. Ученики: Так как количество учеников-6, то каждый выбрал по 1 букве. Презентацию решили провести в форме праздника на уроке обучения грамоте.

III этап ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Учитель: Подбирает материал к урокам, связанный с темой проекта. Осуществляет с помощью ответственных контроль за подбором картинок. Репетирует с учениками предстоящую презентацию результатов. Ученики: Ребята вместе продумывают форму проекта и воплощают его. Внутри класса проводится конкурс на лучший проект буквы. Выбранный вариант представляется классу.

IV этап ПРЕЗЕНТАЦИЯ Презентация проекта происходит в ходе парада букв на празднике «Прощание с Азбукой». Дети, читают стихи, которые приготовили для представления своих букв. Класс украшен созданными в ходе проекта иллюстрациями

V этап Оценка результатов и процесса проектной деятельности Учитель вместе с учениками обобщает полученные результаты, подводит итоги обучения, акцентирует внимание на воспитательном моменте: умение работать индивидуально, в парах, в группах на общий результат. При организации проектной деятельности в начальной школе следует учитывать возрастные особенности младшего школьного возраста: Темы детских работ выбираются из содержания учебных предметов или близкие к ним; Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребенка и находиться в зоне ближайшего развития; Необходим подготовительный этап, в течение которого младшие школьники осваивают приемы и умения, соотносимые со структурой проектной деятельности. Таким значимым средством является обучение младших школьников решению творческих задач, которые будут включать в активную творческую деятельность. Важным моментом для работы в проекте младших школьников является помощь родителей, включенность родителей в работу.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 77 г. Пензы»

Руководитель проекта

Паспорт ученического проекта «Живая Азбука»

Название проекта: «ЖИВАЯ АЗБУКА»
Руководитель проекта:
Учебный предмет: литературное чтение
Состав проектной группы: учащиеся 1В класса
Тип проекта: творческий проект

Цель проекта:

    вовлечь каждого ученика в активный познавательный творческий проект при создании “Живой азбуки” учить представлять свой труд в виде презентации, выбирать средства и материалы для осуществления своих творческих замыслов, воспитывать у детей интерес к творческому взаимодействию при совместной работе.

Задачи:
Развитие творческих способностей, эстетического вкуса, умения самостоятельно работать с различными источниками при получении необходимых знаний, формирование навыков , отработка умения применять свои знания на практике при создании творческого продукта – азбуки, развитие умения самостоятельно принимать решения и обмениваться информацией, пополнять активный запас учащихся элементами устного народного творчества.

Вопрос проекта
Исследовательская и практическая деятельность, а именно, поиск ответа на вопрос «Как лучше запомнить буквы и научиться читать? » самими учащимися, решение проблемных задач и творческий подход в достижении поставленных целей, помогут лучшему усвоению знаний, умений и навыков. Можно предположить, что по окончанию работы по проекту учащиеся будут хорошо знать все буквы , читать и знать названия многих животных, птиц и насекомых, уметь подбирать слово на заданную букву.


Предполагаемый продукт проекта: “Живая азбука”.

Сроки реализации проекта: 2014-2015 учебный год.

Планируемый результат:
Знание всех букв алфавита,
умение читать осознанно и правильно,
умение использовать мнемонические приёмы (в том числе приём установления ассоциаций)

Форма презентации: представление результатов проекта на празднике «Прощание с Азбукой»

Актуальность проекта.

Для повышения эффективности на уроках литературного чтения наряду с другими видами используется исследовательская деятельность. Следовательно, должна быть направлена на формирование и развитие у детей коммуникативных навыков, навыков подготовки к урокам, правильного распределения времени, планирования и самоконтроля. Проектная деятельность способствует обучению ребёнка самостоятельному поиску путей и способов решения собственных проблем. Ребёнок перестаёт быть объектом педагогического воздействия и становится активным участником творческой деятельности, цель которой – активизация его собственных ресурсов в процессе обучения и развития. Метод проекта предоставляет ребёнку уникальную возможность реализовать свои фантазии и соединить их с мечтой о взрослости. Работать над проектом способны дети разного уровня подготовленности. Главное – помочь ребёнку поверить в свои силы. Наиболее полно и отчётливо воспринимается ребёнком то, что было интересно, то, что нашёл и доказал сам. Продуктивный – благодатная почва для реализации принципа активности, который заключается в том, что человек усваивает 10% из того, что слышит, 50% - из того, что видит, 90% - из того, что делает.

Педагогическое описание проекта.

Наиболее полно и отчётливо воспринимается и запоминается ребёнком то, что было ему интересно. Знания, усвоенные без интереса, не окрашенные собственными положительными эмоциями, не становятся полезными. Ребёнок пишет, читает, отвечает на вопросы, но эта работа не затрагивает его мыслей, не вызывает интереса. Он пассивен. Конечно, что-то он усваивает, но пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как обучение не захватывает их. Всегда можно отыскать что-то интересное и увлекательное в жизни, в изучении . Нужно только найти его и подать детям, что побудит их самих подобным находкам и открытиям.

В проекте детям не сообщается, что они будут решать определённую педагогическую задачу. Им сообщается название и цели проекта, и уже через несколько минут дети погружаются в проблему проекта и уже что-то рисуют, вырезают, клеят, выписывают.

Дети, сами того не подозревая, вполне самостоятельно, активизируют свои знания, применяя их на практике в незнакомой ситуации.

Главная задача учителя – научить ребёнка учиться. Успешность познавательной активности деятельности школьника зависит от выполнения ряда условий, в частности от обеспечения эмоционально благополучной позиции ребёнка.

Создание ситуации успеха его деятельности – основное условие воспитания положительного отношения к учению. Успех – это внутренний комфорт, радость от того, что всё не так уж трудно и плохо.

Добиться эффективной положительной мотивации ребёнка к учению педагогу помогает создание загадочного увлекательного мира для зарождения познавательных и социальных мотивов.


Задуманный проект “Живая азбука” помогает детям не только обрести навыки исследовательской деятельности, но и даёт возможность учителю реализовать многие коррекционно-педагогические и воспитательные цели и задачи, детей в творческую деятельность, соответствующую умственным и физическим возможностям детей.

Проект задуман как коллективная деятельность. Ученику, сталкивающемуся с проблемами в учёбе, сотрудничество даёт возможность получить дополнительную поддержку со стороны детей, учителя, родителей, преодолеть страхи и неуверенность в себе, научиться быть самостоятельным и ответственным. Часто в течение всего учебного дня такие ученики чувствуют себя одинокими, неуспешными. Именно занятия проектной деятельностью могут и должны стать для них источником радости и уверенности в себе, предоставив возможность почувствовать поддержку окружающих. Именно на таких занятиях ученик, сам испытывающий трудности в учёбе, может помочь другому справиться с проблемами, помогая, таким образом, и себе (вспомним о самом эффективном методе – “учусь сам, обучая другого”.)

По завершению работы над азбукой, организуется презентация каждым учеником своей страницы, для того чтобы обобщить полученные знания и умения, повысить самооценку учащихся, дать детям установку на дальнейшие учебные успехи. Учащиеся самостоятельно оценивают достигнутые результаты, а так же оценивают успехи и неудачи других детей.

Детям очень нравятся свои работы, они гордятся ими, узнают свои “произведения искусства” среди множества других, даже через длительное время.

В ходе работы над проектом у учащихся возникает интерес к . Они учатся планировать свою деятельность, пользоваться различными источниками информации, отбирать нужные материалы, выражать своё мнение, создавать конечный продукт – материальный носитель проектной деятельности, оценивать себя и других. Полученный результат доказывает, что нет детей, нужно лишь вовремя оказать ребёнку помощь и дать поверить ему в свои силы. Каждый ученик – это создатель одной книжной страницы.

Исследовательский, частично-поисковый, проблемный, творческий.
Беседы на , наблюдения, конкурсы, акции, чтение книг и просмотр мультфильмов.

Этапы работы над проектом.

    Создание рабочей группы. Анализ существующих пособий. Выбор направления деятельности. Разработка структуры будущего учебника. Анализ собранного материала. Иллюстрирование отобранного материала. Проверка в действии, обмен опытом. Презентация.

Распределение ролей в проектной группе.

Роль учителя:

    координировать весь процесс учебной творческой деятельности, помогать детям в поиске источников информации, самому быть источником информации, поддерживать и поощрять активность учеников работе над проектом.

Роль учеников: создание одной страницы азбуки.

Предполагаемые виды работы при создании проекта

1.“Подобрать картинку, название которой начинается на заданный звук”.

Коррекционные цели: формировать умение определять место звука в слове, развивать пространственную ориентацию при размещении картинки на странице азбуки.

Исследовательские цели: формировать умение находить несколько вариантов решения проблемы и выбирать из них более подходящий.

Воспитательные цели: воспитывать самостоятельность при работе с учебным материалом, чувства ответственности при выполнении своей задачи.

2. “Найти загадку, отгадка которой начинается на заданный звук”.

Коррекционные цели: развивать тический слух, умение определять место звука в слове, обогащать словарный запас.

Исследовательские цели: формировать умение находить недостающую информацию в информационном поле.

Воспитательные цели: воспитывать интерес к изучению русского народного творчества, приобщать детей к чтению .

3. “Записать стих, оставляя пропуски вместо заданной буквы”.

Коррекционные цели: обучать определению места звука в слове и тексте, определять количество букв и звуков в слове, развивать слоговую структуру слова, корректировать мелкую моторику.

Исследовательские цели: формировать умение самим ставить учебную задачу и умение запросить недостающую информацию у эксперта.

Воспитательные цели: развивать творческие способности, аккуратность и самостоятельность.

4 . “Подобрать скороговорку, в которой часто встречается заданный звук”.

Коррекционные цели: развивать фонематический слух, и умение выделять букву в тексте; отрабатывать дикцию, силу голоса, выразительность.

Исследовательские цели: формировать умение работать с литературными источниками.

5. «Оживить букву»

Коррекционные цели: развивать фонематический слух, и умение выделять букву в тексте; отрабатывать дикцию, силу голоса, выразительность. Развитие координации.

Исследовательские цели: формировать умение работать с различными материалами при создании анимации

Воспитательные цели: формировать навыки самоконтроля.

6 . “Оформить страницу азбуки ”.

Коррекционные цели: развивать пространственную ориентацию; корректировать мелкую моторику.

Исследовательские цели: формировать умение работать по образцу, находить и исправлять свои ошибки, планировать свою деятельность, время и ресурсы.

Воспитательные цели: воспитывать гордость за свой труд и труд своих друзей.

Приложение

Б - бочонок
Щ-щётка