Формирование коммуникативных универсальных учебных действий презентация. Коммуникативные ууд презентация к уроку на тему

1 из 34

Презентация - Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества

Текст этой презентации

Баборенко Наталья Ивановна, учитель начальных классов МАОУ «Школа № 55» Канавинского района г.Нижнего НовгородаПедагогический стаж: 30 летКонтактный телефон: 89030522867
Аттестационная работа на высшую категорию Формирование коммуникативных УУД посредством технологии учебного сотрудничества на уроках русского языка и математики

Условия формирования личного вклада педагога в развитие образования
Научно-исследовательские условия: Анализ педагогической, психологической и методической литературы по темам «Формирование коммуникативных УУД младших школьников», «Функциональные возможности технологии учебного сотрудничества».
Методические условия: Разработка образовательных ресурсов, технологических карт урока, использование в обучении эффективных технологий, в том числе технологии учебного сотрудничества.
Организационно-педагогические условия: Участие в семинарах, работе школьного методического объединения, Интернет-сообществах, повышение квалификации.

Актуальность темы педагогического опыта
Необходимость работы по формированию коммуникативных универсальных действий младших школьников обусловлена требованиями, предъявляемыми к результатам обучения в соответствии с ФГОС НОО. Реализация технологии учебного сотрудничества в образовательном процессе позволяет выполнить требования ФГОС НОО к формированию характеристик выпускника начальной школы, его личностных, предметных и метапредметных компетенций: «основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе».

В контексте концепции универсальных учебных действий коммуникация рассматривается как смысловой аспект общения и социального взаимодействия, в состав базовых компонентов которой входят: потребность ребенка в общении со взрослыми и сверстниками; владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; позитивное отношение к процессу сотрудничества; ориентация на партнера по общению; умение слушать собеседника.

Цель педагогического исследования: развивать коммуникативные УУД младших школьников посредством использования различных форм организации групповой и парной работы на уроках русского языка и математики в начальной школе. Задачи: Анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме. Изучение сущности и значимости коммуникативных универсальных учебных действий. Разработка комплекса приёмов, применяемых с целью организации учебного сотрудничества в учебном процессе для развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и математики. Разработка памяток – инструкций к отдельным темам по русскому языку и математике по УМК «Начальная школа 21 века», направленных на развитие коммуникативных УУД. Установление эффективности проделанной работы на практике.
Цели и задачи педагогического опыта

Ведущая педагогическая идея: Современный урок должен формировать основы умения учиться и способности к организации своей деятельности - умение принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности, взаимодействовать с учителями и сверстниками в учебном процессе. Это позволит развить у младших школьников коммуникативные универсальные учебные действия.
Новизна исследования: Разработаны памятки – инструкции по УМК «Начальная школа 21 века», направленные на развитие коммуникативных УУД; систематизированы приёмы образовательной деятельности по развитию коммуникативных УУД в рамках технологии учебного сотрудничества.
База педагогического исследования:учащиеся 1-4 класса «В» (2012-2016), где обучение ведется по системе «Начальная школа 21 века».

Ожидаемые результаты Ученик сможет
Развитие коммуникативных УУД
Учитывать позицию собеседника (партнера)
Адекватно передавать информацию
Отображать предметное содержание и условия деятельности в речи
Организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками
Коммуникативные УУД обеспечивают возможности сотрудничества – умение слышать, слушать и понимать партнёра, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли в речи, уважать в общении и сотрудничестве партнёра и себя.

Теоретическое обоснование
Модель совместной учебной деятельности в группе А.Б.Воронцова подтверждает идею Пиаже об успешности и высокой результативности учебной деятельности при условии учебного сотрудничества; Гипотеза Г.А.Цукерман о необходимости учебного сотрудничества для полноценного психического развития ребенка. Реализация технологии учебного сотрудничества в образовательном процессе позволяет выполнить требования ФГОС НОО по формированию личностных, предметных и метапредметных компетенций.

Коммуникативные действия
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками Постановка вопросов Разрешение конфликтов Управление поведением партнёра Владение диалогической и монологической формами речи

Развитие коммуникативных УУД через групповые формы обучения
Групповая дискуссия, диалог
Групповая и парная работа
Групповой опрос
Мозговой штурм
Нетрадиционные уроки
Смотр знаний
Проектное обучение

Научную базу при выделении этой проблемы
составили работы В. В. Давыдова, Д.Б. Эльконина, Г.Н. Цукерман, Рубинштейна С.Л., И.М. Чередова, С.П. Ивановой и др.
В их исследованиях убедительно показана не только сама возможность практической организации эффективных форм сотрудничества учеников начальной школы по поводу усвоения учебного содержания (русский язык, математика и другие предметы), но и зафиксировано позитивное влияние опыта сотрудничества на развитие общения и речи.
Сотрудничество в группе равных является источником развития децентрации - уникальной способности понимать точку зрения другого и действовать с позиции другого человека как в интеллектуальной, так и в эмоциональной и личностной сфере. (Г.Н. Цукерман)
Сотрудничество детей друг с другом является основой для организации групповой (коллективной) формы обучения в начальной школе.

Сотрудничество
Обучение в сотрудничестве использовалось в педагогике довольно давно, истоки которого берутся из педагогики сотрудничества. Идея гуманно­го подхода к ребенку прошла через сердца и труды всех классиков педагоги­ки.
Сухомлинский В.А. считал, что «сотрудничество педагогов с детьми возможно лишь на принципах равноправия, соучастия педагогов и воспитан­ников в общем деле. Воспитанник понимается как участник общих дел, а не как объект воспитания». Методист и учёный Соловейчик М.С. считает, «что сотрудничество - это атмо­сфера доброты, уважения, взаимопонимания, общая заинтересованность, коллективный поиск, взаимное удовлетворение от познавательных побед». Цукерман Г.А. в своей книге «Зачем детям учиться вместе?» рассмат­ривала «сотрудничество как умение учиться - умение не только следовать, быть ведомым, но и обходиться без учителя учить самого себя, самостоя­тельно приобретать новые знания, умения, навыки».

Развитие коммуникативных УУД
Создание памяток – инструкций к отдельным темам по русскому языку и математике по УМК «Начальная школа 21 века», направленных на развитие коммуникативных УУД.
Реализация комплекса приёмов, применяемых с целью организации учебного сотрудничества в учебном процессе для развития коммуникативных универсальных учебных действий на уроках русского языка и математики.
Деятельностный аспект педагогического опыта

На 1 этапе памятки - инструкции подробные, развёрнутые. В них важны поэтапность, последовательность действий. Они, в основном, призваны научить детей внимательно слушать партнёра и высказывать своё мнение при помощи фраз-клише: «Я согласен», «Я не согласен».
На 2 этапе в памятках – инструкциях появляется аргументация, приведение доказательств, добавляются пункты: Докажи… Объясни…
На 3 этапе появляются творческие задания: Составь похожее… Продолжи своими примерами… А сами памятки - инструкции сворачиваются и становятся более лаконичными.
Памятки - инструкции

Русский язык 2 классТема: «Корень как общая часть родственных слов»
Карточка 1. Найдите родственные слова. Выпишите родственные слова. Выделите корень. стул, кресло, скамейка лист, листик, листва Карточка 2. Составьте из слогов слова. Подберите родственные слова.
кот сад
ик дом
Памятка № 1 Прочитайте задания по одному предложению. Один читает верхнюю цепочку слов и рассказывает, как выполнить задания. Другой внимательно слушает. Если согласен – продолжаете работу дальше. Если не согласен – дополни, поправь ответ друга и переходите к нижней цепочке слов. Нижнюю цепочку читает уже другой и рассказывает, как выполнить задания. Памятка № 2 Читаю задание другу. Думаю сам. Высказываю своё мнение. Выслушиваю соседа. Приходим к общему мнению. Записываем под диктовку друг друга по одному слову. Выделяем корень в словах.

Русский язык 2 классТема: «Однокоренные слова»
Парная работа
Карточка. Прочитайте внимательно диалог. Выпишите родственные слова. Выделите корень. - Вы кто такие? - Я гусь, это гусыня, а это наши гусята. А ты кто? - А я ваша тетка – гусеница. Памятка № 3 Прочитай другу задание. Распределите роли и прочитайте диалог. Поменяйтесь ролями и прочитайте диалог ещё раз. Пусть друг объяснит какие слова являются родственными. Ты внимательно слушай, проверяй, поправляй ответ друга. Запишите, диктуя по очереди, родственные слова. Выделите корень.
«Развитие речи»
Памятка. Алгоритм работы над изложением I. Прочтите текст вслух по цепочке. 2. Обсудите о ком он? 3. Пользуясь текстом, опишите главного героя друг другу. 4. Озаглавьте текст. 5. Вместе разделите текст на части. 6. Вместе составьте план текста. 7. По очереди перескажите друг другу текст по частям. 8. Закройте учебник и напишите каждый свое изложение. 9. Проверьте работу друг друга. 10. Оцените работу друг друга и свою общую работу.

Тема: «Повторяем правила правописания безударных гласных в корне слова»
3 класс
Карточка 1. Подбери и запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы. Допиши ещё 5 слов на это же правило. б_р_жёт ст_р_жить г_л_сок Карточка 2. Подбери и запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы. Допиши ещё 5 слов на это же правило. к_л_сок м_л_дёжь г_в_рливый Карточка 3. Подбери и запиши проверочные слова. Вставь пропущенные буквы. Допиши ещё 5 слов на это же правило. д_р_жить з_л_неть поз_л_тить
Памятка № 4 Пишем проверочные слова и проверяемое слово, диктуя друг другу. Выделяем орфограмму. Составляю цепочку из 5 слов на это же правило. Представляю свою цепочку товарищу.

Работа в парах
Мозговой штурм
Игра «Продолжи»
Охота за сокровищами
Прием «Зигзаг» или метод Пилы
Мозаика или Пазлы
Снежный ком
Приёмы групповой работы

Парное взаимодействие учащихся
Две бригады изготовили за смену 128 деталей. Сколько деталей изготовила каждая бригада, если в одной из них 7 человек, а в другой 9 человек? 96 цветных и простых карандашей разложили в коробки: по 6 цветных и по 2 простых. Сколько цветных и простых карандашей отдельно? За 2 дня наладчик обслужил 56 станков. В первый день он работал 8 часов, во второй 6 часов. Сколько станков обслуживал наладчик за каждый день? Было несколько букетов, в каждом 15 ромашек и 10 васильков. Всего 125 цветов. Сколько ромашек? Сколько васильков?
А.С. Границкая выделила 3 вида пар: статическая, динамическая, вариационная. Карточки - задания для работы в динамических парах на уроке математики в 4 классе.

Карточки для работы в вариационной паре.Дети выполняют устно задания на своих карточках. Затем меняются по схеме с соседями, проверяя друг друга. Работа ведётся до тех пор, пока не вернётся своя карточка. Для успешности контроля на обратной стороне приведены правильные ответы.
Карточка 1 Карточка 2 Карточка 3 Карточка 4
1) Спасаясь от со баки, кошка вска рабкалась на дере во со скоростью 2м/с за 3 секунды На какую высоту забралась кошка? 2) Мотоциклист ехал 4 часа со ско ростью 80 км/ч. Какое расстояние он проехал? 3) Лодка проплы ла со скоростью 7 км/ч расстояние 28 км. Какое вре мя она была в пу ти? 1) Мышка, убегая от кота, пробежа ла 12 м до своей норки за 4 секун ды. С какой ско ростью она бежа ла? 2) За какое время пешеход пройдёт 15 км, идя со ско ростью 5 км/ч? 3) Самолёт летел 4 часа со скоростью 600 км/ч. Ка кое расстояние он пролетел? 1) С какой скорос тью должен ехать велосипедист, что бы за 3 часа прое хать 33 км? 2) За какое время турист прошёл 28 км, если он шёл со скоростью 4 км/ч? 3) Лыжник про шёл дистанцию 24 км за 3 часа. С какой скоростью он шёл? !) Бамбук за 24 ча са вырос на 72 см. С какой скоро стью рос бамбук? 2) Какое рассстоя ние проплывёт ка тер за 4 часа, если он движется со скоростью 32 км/ч? 3) Скорость звука в воздухе 330 м/с. Через какое вре мя мы услышим звук выстрела, произведённого на расстоянии 990 метров?

Математика 1 классТема: «Решение задач» Приём «Снежный ком»
Изменение вопроса задачи. Работа в группах с дифференцированными заданиями. Оля повесила на ёлку 7 игрушек, а Люба 3 игрушки. На сколько игрушек больше повесила Оля? 1 группа. Решите задачу. Подумайте, какой ещё вопрос можно поставить к этому условию? 2 группа. Решите задачу. Поставьте к этому условию вопрос. Запишите его и решите новую задачу. 3 группа. Поставьте к этому условию другой вопрос. Запишите его и решите новую задачу. А ещё один новый вопрос можете поставить к этому условию? Если можете, запишите его и решите задачу.

Автомобиль
Быстрый, скоростной. Движется, мчится, сигналит. Автомобиль облегчает человеку передвижение. Средство повышенной опасности!
Составляем синквейны по правилам Приём «Мозговой штурм» Русский языкПриём «Игра «Продолжи» На уроке развития речи используется написание мини-сочинений в группах. Каждый из группы предлагает по одному предложению на заданную тему. Предложения заслушиваются всей группой. На основе дискуссии и обсуждения составляется общий текст, который записывается каждым участником группы. Проверка работ может происходить в виде презентации на уроке перед всем классом.

Русский языкТема «Повторение пройденного»
3 класс
Что называется корнем? Какие слона называ­ются однокоренными? Какая часть слова называется окончани­ем? Для чего она служит? Что такое приставка? Для чего она слу­жит? Что такое суффикс? Для чего он слу­жит?
Приём «Охота за сокровищами»
4 класс Как называются главные члены предло­жения? Что обозначает подлежащее? На какие вопросы оно отвечает? Что обозначает сказуемое? На какой вопрос оно отвечает? Как называются другие члены предложения? На какие вопросы они отвечают?

Работа с фразеологизмамиЗадание. Работая в парах, соотнести лексическое значение и ситуацию применения с фразеологизмом.
1 класс

Медведь на ухо наступил засыпать Когда я читал наизусть стихотворение, Коля подсказывал мне. Учительница решила, что я плохо выучил и поставила «3». Коля оказал мне….
2 класс
Фразеологизм Лексическое значение Ситуация применения
Клевать носом Оказать не нужную помощь Саша так устал на тренировке, что в автобусе по дороге домой…
Когда рак на горе свистнет. Никогда Мы поедем на рыбалку …
Медвежья услуга засыпать Когда я читал наизусть стихотворение, Коля подсказывал мне. Учительница решила, что я плохо выучил и поставила «3». Коля оказал мне….

Обогащение детского словаря
3 - 4 класс Парная и групповая работа эффективно развивает коммуникативные УУД. Таблица с пропусками Пропуск в лексическом значении – восстановите (работа в парах). Пропуск в ситуации применения -придумайте как можно использовать фразеологизм «кот наплакал» дома, в школе, в магазине, во дворе, в театре, в гостях (приём «Пазлы»). Создайте сценку и покажите классу (приём «Мозговой штурм»).
Фразеологизм Лексическое значение Ситуация применения
Кот наплакал Молока в бутылке оставалось, просто …
Куры не клюют Времени до начала уроков осталось …
С гулькин нос Оказалось, что картошки в сарае…
Воз и маленькая тележка Игрушек у Васи …

Примерное тематическое планирование курса «Русский язык»2 класс
35 Учимся писать буквы безударных гласных в корне слова Работа с безударными гласными, при проверке ко­торых необходимо принимать во внимание смысл предложения. Сравнение звуковой и буквенной записи слов Подбор родственных слов с заданным корнем. Приём «Игра «Продолжи»
42 Учимся писать буквы согласных в корне слова Упражнения: отработка способа проверки орфо­граммы. Развитие орфографической зоркости Приём «Мозговой штурм»
47 Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова Развитие орфографической зоркости. Активиза­ция словарного запаса в процессе подбора прове­рочных слов. Работа с текстами Приём «Снежный ком»
52 Учимся писать слова с непроиз­носимыми соглас­ными в корне Наблюдение за языковым материалом (функция, значение и местонахождение суффикса в слове) формулирование выводов. Упражнения: работа над правилом Приём «Зигзаг»

№ урока Тема урока Содержание, методические приемы Элементы дополнительного содержания
72 Учимся пи­сать приставки Отработка правописания приставок с буквой а. Выведение алгоритма действия Приём «Снежный ком»
75 Учимся пи­сать разделитель­ный твердый знак (ъ) Анализ языкового материала: формулирование правила, отработка алгоритма его применения. Конструирование слов, выявление соотношения звуковой и буквенной записей слов Частные случаи правописания слов с ъ и ь зна­ками. Приём «Мозговой штурм»
94 Повторяем правописание частей слова Работа в орфографической тетради «Пишем гра­мотно». Орфографический тренинг. Сопоставле­ние звуковой и буквенной записи слов Транскрипция слов. Приём «Мозговой штурм»
109 Учимся применять орфо­графические правила Работа в орфографической тетради «Пишем гра­мотно». Орфографический тренинг. Развитие действия контроля. Сопоставление звуковой и бук­венной записи слов Правописание приставок и суффиксов. Раз­личные способы образования слов. Приём «Пазлы»

Методические рекомендации по использованию технологии учебного сотрудничества на уроках Использование технологии учебного сотрудничества должно быть систематическим и целенаправленным. Разнообразие технологических форм, приемов и методов на каждом этапе работы позволит сделать урок результативным и эффективным. Сотрудничество учителя и обучающихся должно быть направлено на совместное строительство урока при этом важнейшей составляющей является наличие проблемной ситуации, которая формирует мотивационную основу учебного сотрудничества. Четкая поэтапная реализация технологии учебного сотрудничества в ходе работы на уроке – это залог высокой эффективности и результативности уроков математики и русского языка.

Коммуникативные УУД (базовые виды) Основные критерии оценивания Типовые диагностические задачи
Коммуникация как взаимодействие ориентация на позиции собеседника, понимание, уважение к иной точке зрения; умение обосновывать и доказывать собственное мнение Методика «Братья и сестры» (Ж. Пиаже) Методика «Кто прав?» (Г.А. Цукерман и др.)
Коммуникация как кооперация умение договариваться, находить общее решение; умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать; способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов; взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания; умение распределять роли, согласованно выполнять совместную деятельность. Методика «Рукавички» (Г.А. Цукерман)
Коммуникация как условие интериоризация умение осуществлять рефлексию своих действий; способность строить понятные для партнера высказывания, учитывая, что он знает и видит, а что нет; умение задавать вопросы и получать необходимые сведения от партнера. Методика «Дорога к дому» (модифицированный вариант)
Диагностика коммуникативных УУД

Уровни сформированности коммуникативных УУД
Входная диагностика
Контрольная диагностика

Результаты диагностики сформированности коммуникативных УУД (при условии кооперации)

Результативность педагогического опыта
Использование групповых форм сотрудничества обеспечило младшему школьнику умение: планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, ставить вопросы и получать необходимые сведения от партнера, отвечать на вопросы учителя и товарищей, выражать свои мысли полно и точно, соблюдать нормы речевого этикета, понимать речевое обращение другого человека, разрешать конфликты мирным путём.

Транслируемость педагогического опыта
2013-2016 гг. выступления на заседаниях МО учителей начальных классов по темам: «Функциональная эффективность технологии учебного сотрудничества в начальной школе», «Формы технологии учебного сотрудничества в проектной деятельности», «Особенности групповой работы на уроках русского языка и литературного чтения», «Проектная деятельность». 2013-2016 гг. участие в работе внутришкольных экспериментальных площадок и выступления на педагогических советах. 2013-2016 гг. руководство государственной практикой в своих классах у студентов ГБПОУ «Нижегородский Губернский колледж», методическая работа и организация ежегодных открытых уроков и мероприятий.

Использованная литература
1.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. / Под ред. Асмолова А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2011.2.Панюшкин В. П. Групповые методы обучения как средство формирования сотрудничества учащихся //Психологичес­кие проблемы процесса обучения младших школьников/ Под ред. Л.М.Фридмана. - М.,19783.Романеева М.П., Цукерман Е.А. Роль кооперации со свер­стниками в психологическом развитии младших школьни­ков// Вопросы психологии. - 1980.- №6.4.Рубцов В. В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. - М.,1987.5.Рябцева С.Л. Диалог за партой, -М..1989.60. Совместная деятельность / Методология, теория, практика//Под ред. А.А. Журавлева. - М.,1988.6.Цукерман Г.А., Елизарова Н.В., Фрумина М.И., Чудинова Е.В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии, № 2, 1993.7.Цукерман Г.А., Елизарова Н.А. и др. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии.- 1993.- №2.8.Цукерман Г.А. Качественные особенности совместной учеб­ной работы детей // Новые исследования в психологии. -1981.-№2.9.Цукерман Г.А. Совместная учебная деятельность как основа формирования умения учиться: Дисс. докт. психол. наук. -М.,1992.

Код для вставки видеоплеера презентации на свой сайт:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Коммуникативные УУД обеспечивают: социальную компетентность и учет позиции других людей; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Виды коммуникативных действий: планирование учебного сотрудничества постановка вопросов разрешение конфликтов управление поведением партнера умение выражать свои мысли

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Проектная деятельность

Внеурочная деятельность

Работа в парах

Работа в группах

Формы работы: организация взаимной проверки заданий, выполнение заданий учебников и рабочих тетрадей, взаимные задания групп, обсуждение участниками способов своего действия, учебные игры, соревнования, работа в группах, работа в парах, проектная деятельность, внеурочная деятельность.

Приёмы формирования коммуникативных УУД Давать учащимся время на обдумывание их ответов. Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей. Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации). Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет. Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении. Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.

Основные критерии сформированности коммуникативных УУД ЖЕЛАНИЕ ВСТУПАТЬ В КОНТАКТ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЗНАНИЕ НОРМ И ПРАВИЛ ОБЩЕНИЯ УМЕНИЕ ОРГАНИЗОВАТЬ ОБЩЕНИЕ УМЕНИЕ РЕШАТЬ КОНФЛИКТНЫЕ СИТУАЦИИ УМЕНИЕ РАБОТАТЬ В ПАРЕ, ГРУППЕ

Результатом работы по развитию коммуникативных УУД является: - ученик умеет слушать и понимать речь, соотносить свои высказывания с высказываниями других, получать информацию о предмете дискуссии; поддерживать дискуссию адекватно ситуации; владеть невербальными средствами коммуникации (манера, жесты, громкость голоса); задавать вопросы, подготовить небольшую речь, не отклоняться от темы, структурировать сообщение); высказывать мнение в соответствии с актуальной ситуацией; задавать вопросы по теме; аргументировать свою точку зрения; подготовить презентацию, использовать язык и стиль понятный аудитории.

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий н...

Что такое универсальные учебные действия? Какие виды УУД бывают? и на многие друге вопросы(касающиеся УУД), ответы Вы найдете в данной презентации....

Уровень формирования универсальных учебных действий выпускников дошкольного образовательного учреждения, как предпосылка к формированию универсальных учебных действий у первоклассников

Почитав эту статью Вы узнаете: что такое УУД, какие виды бывают УУД, как сформировану УУД у детей младшего школьного возраста....

Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий

"заметки на полях"...

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий учащихся основной школы Методические рекомендации МАОУ "СОШ 5"


Коммуникативные «универсальные учебные действия» Коммуникативные «универсальные учебные действия» обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. МАОУ "СОШ 5"


К коммуникативным действиям относятся: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия; постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка его действий; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. МАОУ "СОШ 5"


Коммуникативные действия могут быть разделены на три группы: коммуникация как взаимодействие (коммуникативные действия, направленные на учет позиции собеседника или партнера по деятельности); коммуникация как кооперация (содержательное ядро – согласование усилий по достижению общей цели); коммуникативно-речевые действия, служащие средством передачи информации другим людям и становления рефлексии. МАОУ "СОШ 5"


Содержание данного вида УУД - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации - разрешение конфликтов - управление поведением партнера - выражение своих мыслей в соответствии с задачами и условиями коммуникации - владение монологической и диалогической формами речи МАОУ "СОШ 5"


Система условий для формирования данного вида УУД 1.Оказание поддержки и содействия тем, от кого зависит достижение цели. 2.Обеспечение бесконфликтной совместной работы в группе. 3.Установление с окружающими теплых отношений взаимопонимания. 4.Использование эффективных групповых обсуждений. 5.Обеспечение обмена знаниями между членами группы для принятия продуктивных решений. 6.Адекватное реагирование на нужды других. 7.Демократический стиль сотрудничества учителя и учащихся. МАОУ "СОШ 5"


Основные типы задач по формированию данного вида УУД - на организацию и осуществление сотрудничества; - на учет позиции партнера; - на передачу информации и отображение предметного содержания; - ролевые игры; - групповые игры; МАОУ "СОШ 5"


Результаты развития УУД - умение слушать и слышать друг друга; - умение выражать свои мысли; - умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции; - умение интересоваться чужим мнением и высказывать собственное; - умение вести диалог; - готовность к выработке общей позиции при обсуждении разных точек зрения; - умение устанавливать и сравнивать разные точки зрения; - умение определять цели и функции членов группы; - умение планировать общие способы работы; - умение производить обмен знаниями между членами группы; - способность брать на себя инициатив;у - способность добывать недостающую информацию с помощью вопросов; - умение разрешать конфликты МАОУ "СОШ 5"


Технологии развития универсальных учебных действий Технология проектного обучения. Учебные предметы (предметные области) по приоритетному использованию педагогических технологий – Технология; Иностранный (английский) язык; Естественно-научные предметы; Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности; МАОУ "СОШ 5"


Коммуникативно-диалоговые технологии. Филология; Искусство; Математика; Естественно-научные предметы. МАОУ "СОШ 5"


Технология развития критического мышления. Естественно-научные предметы; Филология; Математика и информатика. МАОУ "СОШ 5"


Кейс – технология. Общественно-научные предметы. МАОУ "СОШ 5"


Технология учебной игры. Физическая культура МАОУ "СОШ 5"


Формирование УУД на основе использования общих характеристик проектной и исследовательской деятельности Общие компоненты структуры проектной и исследовательской деятельности Формируемые виды УУД (по приоритету) Итоговые результаты участия в проектной и исследовательской деятельности Коллективна я работа Индивидуаль ная работа Анализ актуальности проводимого исследования (проекта) Целеполагание Формулировка задач Выбор средств и методов Планирование работы, определение сроков и последовательности действий Проведение проектных и исследовательских работ Оформление результатов Представление результатов Коммуник ативные УУД Регулятивн ые УУД Познавате льные УУД Личностн ые УУД Регулятивн ые УУД Познавате льные УУД Личностн ые УУД Коммуник ативные УУД Интеллектуальное и личностное развитие школьников Рост их компетентности в выбранной теме Формирование умения сотрудничать в группе Формирование умения работать самостоятельно Уяснение учащимися сущности исследовательской и проектной деятельности МАОУ "СОШ 5"


Формирование УУД с учетом форм организации проектно- исследовательской деятельности Формы организации проектно - исследовательской деятельности Формируемые УУД (в приоритете) На урочных занятиях: Урок – исследование Урок – лаборатория Урок – творческий отчет Урок – рассказ об ученых Урок – защита исследовательских проектов Урок открытых мыслей Учебный эксперимент Регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные УУД Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД Коммуникативные, познавательные, регулятивные, личностные УУД Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД На внеурочных занятиях: Исследовательская практика Образовательные экспедиции (походы, поездки, экскурсии) Личностные, регулятивные, коммуникативные, познавательные УУД Личностные, познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД МАОУ "СОШ 5"


Формирование УУД с учетом форм организации проектно- исследовательской деятельности В воспитательной деятельности: Подготовка спортивного праздника Организация концерта Организация КТД Организация выставки Организация «Посвящений в пятиклассники и старшеклассники» Подготовка материалов для школьного сайта Выпуск стенгазеты Организация вечеров Проведение социологических опросов с последующей обработкой и представлением данных Подготовка классных часов для младших школьников Регулятивные, коммуникативные УУД Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД Регулятивные, коммуникативные, личностные УУД Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД Регулятивные, коммуникативные УУД Регулятивные, коммуникативные, познавательные, личностные УУД МАОУ "СОШ 5"


Форма сотрудничества Учебное сотрудничество Распределение начальных действий и операций, заданное предметным условием совместной работы; Обмен способами действия; Взаимопонимание; Общение; Планирование общих способов работы; Рефлексия. МАОУ "СОШ 5"


Форма сотрудничества Разновозрастное сотрудничество Работа с позиции учителя по отношению к другому; Апробирование с последующим анализом и обобщением средств и способов учебных действий. МАОУ "СОШ 5"


Форма сотрудничества Проектная деятельность (как форма сотрудничества) Распределение обязанностей; Оценка ответа товарища; Следование правилам работы в группе; Переход с позиции обучаемого на обучающего себя; Выработка индивидуальных стилей сотрудничества. МАОУ "СОШ 5"


Форма сотрудничества Дискуссия Формирование собственной точки зрения; Координация точек зрения окружающих с последующей формулировкой вывода; Формулировка собственного мнения с соответствующим оформлением в устной или письменной речи; Ведение мысленного диалога с авторами научных текстов (в ситуации письменной дискуссии) с последующим получением сведений о взглядах на проблемы. МАОУ "СОШ 5"


Форма сотрудничества Учебное доказательство (как особый способ организации усвоения знаний) Выдвижение тезиса (утверждения); Предоставление аргументов; Вывод умозаключений (рассуждений, в ходе которых рождается новое суждение). МАОУ "СОШ 5"


Форма сотрудничества Рефлексия Постановка новой задачи как задачи с недостающими данными; Анализ наличия способов и средств выполнения задачи; Оценка своей готовности к решению проблемы; Самостоятельный поиск недостающей информации; Самостоятельное изобретение недостающего способа действия. МАОУ "СОШ 5"


Условия и средства формирования универсальных учебных действий В основе развития УУД в основной школе лежит системно- деятельностный подход. В соответствии с ним именно активность обучающегося признаётся основой достижения развивающих целей образования знания не передаются в готовом виде, а добываются самими обучающимися в процессе познавательной деятельности. В образовательной практике отмечается переход от обучения как презентации системы знаний к активной работе обучающихся над заданиями, непосредственно связанными с проблемами реальной жизни. Признание активной роли обучающегося в учении приводит к изменению представлений о содержании взаимодействия обучающегося с учителем и одноклассниками. Оно принимает характер сотрудничества. Единоличное руководство учителя в этом сотрудничестве замещается активным участием обучающихся в выборе методов обучения. МАОУ "СОШ 5"


Виды используемых методических средств: ролевые игры; психогимнастические этюды; эмоционально-символические методы; дискуссионные игры; релаксационные методы; рисуночные методы; когнитивные методы; метод направленного воображения. МАОУ "СОШ 5"


Виды заданий, формирующие коммуникативные универсальные учебные действия Составь задание партнеру; отзыв на работу товарища; групповая работа по составлению кроссворда; магнитофонный опрос; «Отгадай, о ком говорим»; диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи); «подготовь рассказ...», «опиши устно...», «объясни...» … МАОУ "СОШ 5"


Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы, составьте алгоритм пересказа текста. Не бойтесь «не стандартных уроков», попробуйте, различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала. Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу (например, Кто? Что? Почему? Зачем? Откуда? и т.д.), переспрашивать, уточнять. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития. МАОУ "СОШ 5"


Условия и средства формирования универсальных учебных действий Развитие УУД в основной школе целесообразно в рамках использования таких возможностей современной информационной образовательной среды как: средств обучения, повышающих эффективность и качество подготовки школьников, организующих оперативную консультационную помощь в целях формирования культуры учебной деятельности в ОУ; инструментов познания, отвечающих за формирование навыков исследовательской деятельности путём моделирования работы научных лабораторий, организации совместных учебных и исследовательских работ учеников и учителей, возможностей оперативной и самостоятельной обработки результатов экспериментальной деятельности; средств телекоммуникации, формирующих умения и навыки получения необходимой информации из разнообразных источников; средств развития личности, обеспечивающих формирование навыков культуры общения; эффективного инструмента контроля и коррекции результатов учебной деятельности. МАОУ "СОШ 5"


Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребенка, включающие в себя: желание вступать в контакт с окружающими (мотивация общения «Я хочу!»); знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками «Я знаю!»); умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками «Я умею!»), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе. МАОУ "СОШ 5"

Формирование УД во многом зависит от педагогически правильного взаимодействия учителя и ученика, эффективности их коммуникативной деятельности. Это выражается и в формулировке вопросов и в точности комментариев учителя, направленных непосредственно на формирование У УД. Можно без преувеличения сказать, что все предметы начальной школы имеют потенциальные предпосылки для развития коммуникативных и речевых действий в силу их универсального, т.е. максимально обобщенного, характера.




Основными источниками приобретения коммуникативной компетентности являются: -общение со взрослыми и сверстниками; – владение определенными вербальными и невербальными средствами общения; – приемлемое отношение к процессу сотрудничества; – ориентация на партнера по общению; – умение слушать собеседника.








Основные формы учебной коммуникации. Монологические формы речевой деятельности Диалогические формы речевой деятельности Выступать с готовой заранее речью Учебная беседа учителя и ученика РассказыватьУчебная беседа в парах Спрашивать и задавать вопросы Учебная беседа в группах ПересказыватьДискуссия СообщатьОтветы на вопросы Отвечать на вопросыРолевая игра КритиковатьБлиц-турнир Доказывать и опровергать Защита проекта




Концепция развития школьной коммуникации имеет следующие этапы Этапы 1 Э Т А п Умения, отрабатываемые под руководством учителя. - Готовность учащихся участвовать в урочном общении. - Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ. - Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой. - Комментировать вопросы или ответы. - Делать сообщения. - Рассказывать логично и последовательно.


Развитие школьной коммуникации. 2 Э Т А П Простота и чёткость речевого высказывания. Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку. Умение высказать свою мысль образно, ярко и кратко. Умение использовать приёмы, подтверждающие высказывание. Умение использовать риторические вопросы. Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником. Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания.




«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова.» Л.Успенский Для создания эмоционально- благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать: 1. Игровые приёмы. 2. Задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения


Виды заданий на уроках литературного чтения Рассказ от первого лица. Рассказ от лица лисы, как она угощала журавля; Повествование от имени предмета,героя. Комплимент. (Сказать комплимент литературному герою) Сказка в заданном ключе (введение в сказку нового персонажа) Изменение сказочной развязки (придумать другое окончание произведения)


Слушание чтения (рассказа) учителя; подготовка устных рассказов (о литературных героях, о личных впечатлениях по следам прочитанного); инсценирование и драматизация; устное словесное рисование; творческий пересказ текста от лица разных героев-персонажей сочинение по личным впечатлениям (3–4 кл.) и по прочитанному (4 кл.); интервью с писателем; письмо авторам учебника и др.


Правила ведения диалога. Любое мнение ценно; Ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания; Повернись так, чтобы видеть лицо говорящего; Хочешь говорить- подними руку; Обращение начинается с имени; Критика должна быть тактичной; Голос - твой божественный дар, умей им владеть.


2 класс, упр. 73 «Прочитай слова. Найди и выпиши слова, которые … В первом предложении автор играет словами. Ты заметил какими? Прочитай их». 2 класс, упр.118 «Прочитайте. Все ли действия животных названы правильно? Запиши правильно. Назови сказку». Виды заданий на уроках русского языка


Задание: Нужно убедить родителей в том, что тебе необходимо... (заверши сам). Родители отказываются выполнить твою просьбу. Найди не менее двух убедительных аргументов, запиши их. Дорогие родители! Мне очень нужно, чтобы____________________ Хочу объяснить, почему мне это необходимо:1)___________2)_________ ___ Виды заданий на уроках русского языка




Развитие устной научной речи на уроках математики К этому направлению можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями «Расскажи», «Объясни», «Обоснуй свой ответ», и все задания, обозначенные вопросительным знаком на жёлтом поле (основной вопрос урока);


Развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие К данному направлению формирования коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)


Эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие вопросы: Тренинговые вопросы Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных действий. Конструктивные вопросы. Требуют поиска ответа с опорой на имеющийся уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа. Альтернативные вопросы. Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его. Наводящий вопрос. Вопрос-подсказка. С его помощью ученик быстрее ориентируется и формулирует ответ.


Источники информации. «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе», пособие для учителя под редакцией А.Г.Асмолова. Статья учителя начальных классов О.А. Пестовой «Формирование коммуникативной компетенции учащихся начальной школы на уроках литературного чтения» Анимационные картинки с архива Интернет. Фотографии из личного архива.